Диаграмма: Популярные танцы в XIX веке


Главная

Статьи

Аттестация

Музыка

База Аттестации

Состав АИТ

Каталог танцев

Цитатник

Livejournal

Библиография


Логин

Пароль

Административная
панель

Популярные танцы в XIX веке

Приблизительные рамки: 1789 — 1914г.
Chart.
Менуэт
Полонез
Вальс в три па
Мазурка
Кадриль
Галоп
Вальс в два па
Полька
Редова
Па де катр (Barn Dance)
Комментариев: 4

Хронологически период, исследуемый под общим названием «ХІХ век», не ограничивается строгими рамками 1801-1900 годов. В бальной культуре это время начинается приблизительно с 1790-х, когда в европейские залы приходит вальс, создавая один из самых характерных признаков социальных танцев ХІХ века — закрытую пару и близкий контакт партнеров.
Конец периода обычно ограничивают завершением Нового времени: началом Первой мировой войны, после которой бальная культура предыдущего столетия фактически прекратила свое существование.



Менуэт (до ~1819) : Появившись в XVII веке и будучи популярным в течение всего XVIIІ, парный менуэт оставался в бальных залах Европы и в начале ХІХ века.
Еще в 1816 году менуэтом открывали публичные балы в Англии[1].
Клаус рассказывал что в 1815 году на Венской конференции было принято политическое решение не танцевать менуэт, чтобы ограничить влияние французской эстетики и французского двора. На смену менуэту политически был выбран вальс [ист. ?].
В России в первой четверти века менуэт полностью вышел из моды, но использовался при обучении как «самый лучший переход в общественные танцы. В сих, тиходвижных шагах можно смотреть за правильным держанием себя, а сверх того ученик приучается не только к скорому, но и тихому темпу, фигура его образуется и руки в движении и подавании делаются ловкими» — пишет Людвиг Петровский в 1825 году [2 c.32].
Цорн рассказывает как отыскал менуэт среди норвежских народных танцев [3, c.208] и приводит ссылки на публикации новых менуэтов, созданных уже в ХІХ веке.
В танцевальных учебниках менуэт встречается до конца XIX века в качестве маскарадного и учебного танца, лишь в немецких источниках фигурируя как бальный. [4][5][6][7]
-
Источники:
[1] Walks through Bath, describing every thing worthy of interest, including Walcot and Widcombe, and the surrounding vicinity , also an excursion to Clifton and Bristol hot-wells (1819)
[2]Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825. – 145 с.
[3]F. A. Zorn; Gramma of the Art of Dancing; Boston, 1905.
[4] Б.Клемм. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев СПб, 1884, оригинал - Германия, 1860-е
[5] Б.Клемм. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев М., 1884, оригинал - Лейпциг, 1862
[6] М.Ю.Петрова. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев СПб, 1878
[7] Л.Стуколкин. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев, 3-е изд, СПб, 1894

Полонез (до до конца периода) : Полонез — один из немногих танцев, который сложился за долго до начала ХІХ века и в тех или иных формах пережил его, сохраняя форму и функцию торжественного шествия в начале или конце многих европейских и американских балов.

Подробнее о истории полонеза чит. в статье Евгении Солениковой.
-
Источники:

Вальс в три па (~1790 — до конца периода) : Появившийся во второй половине XVIIІ века в центральной Европе (Моцарт использовал танец в своем Don Giovanni, Гете упоминал в Die Leiden des jungen Werthers), танец сперва нередко подвергался гонениям в бальных залах.
Известно, что Павел І, однажды упав в вальсе, запретил танцевать его вовсе [1 c.785-186].
При дворе немецких кайзеров вальс был запрещен до 1888 года.
В Вене начала ХІХ века накладывались ограничения на длительность танца. [2 c.201]
В Британии, куда вальс проник уже в 1797 году, для начала закрепившись в контрдансах [3], против вальса как самостоятельного танца уже в 1813 году выступал Байрон, издав сатирическую поэму The Waltz.
Но именно вальсу суждено было стать визитной карточкой ХІХ века: вальс в три па, вальс в два па, новый вальс в три па, в пять па — лишь основные виды распространенных в Европе и Америке вальсов.
Фактически же вальс — единственный танец, который пережил весь ХІХ век, живет и развивается до сих пор в качестве бального танца.
-
Источники:
[1] Памятные заметки В.Д. Давыдова // Русская старина, 1871. - Т. 3. - № 6.
[2] Бал в России XVIII - начало ХХ века. // А. Колесникова, Азбука-классика, 2005.
[3] The court and royal lady's pocket-book, for the year 1797, pp143-, 1797

Мазурка (~1810 — до конца периода) :

Мазурка - парный национальный польский танец, исполнявшийся на киевских балах, по свидетельству Вигеля, в последнее десятилетие XVIII века. В 1802 году вышел самоучитель Игнатия Гельда "Усовершенствованная школа для семиструнной гитары", в котором приведены ноты наиболее ранних известных нам мазурок.

Танец быстро вошел в моду, и после Венского конгресса распространился по всей Европе. Особенная, харАктерная техника исполнения, с ярко выраженным национальным колоритом, надолго сделала мазурку любимым танцем в России.

В 1820-х годах, по свидетельству Петровского мазурку исполняли в 4 пары, позднее ее танцевали на любое число пар, выполняя различные туры, аналогично котильону. Фигуры для таких туров придумывали дирижеры балов.

Музыкальный размер: 3/4. Акцент может быть как на 2-й, так и на 1-й счет.


-
Источники:

Ф.Ф. Вигель. Воспоминания Ф.Ф. Вигеля, часть 1, 1864г.

Л. Петровский.Правила для благородных общественных танцев. 1825

Игнатий фон Гельд Усовершенствованная школа для семиструнной гитары (1802)


Кадриль (~1815 — ~1900) : Кадриль, характерная своей композицией (повторение 4-6 различных контрдансов в каре), сформировалась в первом десятилетии ХІХ века во Франции из популярных в то время танцев Le Pantalon, L’Eté, La Poule, La Trenise. Последовательность этих контрдансов, с добавленным к ним La Finale (слегка измененный L’Eté), распространилась в Европе во втором десятилетии века под названием Фанцузская кадриль. Так, в России при дворе она разучивалась в 1811 [1 с.80], в Лондоне — в 1813 — 1815 [2 c.212]:

Знаменитая иллюстрация первого исполнения кадрили в лондонском клубе Almack's 1813?


Невероятно популярный набор контрдансов, которые танцевали под самые разнообразные мелодии [3] вскоре стал расширяться за счет новых фигур и в течение следующих десятилетий в Европу и Америку французы экспортируют, а британцы им вторят, уже десятки контрдансов, составляемых в новые и новые кадрили [4][5]: The Lancers, The Caledonians, Le Quadrille des Dames, Les Varietes Parisiennes, Le Prince Imperiale — лишь некоторые из популярных бальных кадрилей.

Украшаемые техниками модных танцев — вальсом, полькой, галопом, мазуркой, и т.д., новые кадрили потесняют, а со временем и вовсе изживают старомодные кадрили со сменами (котильоны) и продолжают царствовать в бальных залах ХІХ века практически до его окончания, преобразовываясь со временем в колонну, упрощая технику и преумножая фигуры.

Подробнее о кадрилях в статье Бальные кадрили в ХІХв.
-
Источники:
[1] Воспоминания М.М. Муромцева // РА. 1890. №1
[2] E. Beresford. Memorials of St. James's street, together with the annals of Almack's, 1922.
[3] Clarchies, Louis Julien; 28e Recüil des contre-danses et waltzes; Paris, Frere père. [1815?
[4] Barklay Dun. A translation of nine of the most fashionable quadrilles, consisting of fifty French country dances, as performed in England and Scotland, 1818.
[5] Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825.

Галоп (~1820 — до конца периода) : Родина Галопа – Венгрия, где он известен с 1800-х годов [1][2]. В Вене и Берлине галоп появился в 1822 году, в России — в начале 1820-х (у Пушкина в ЕО), в Париже и Англии – в 1829. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере.[3] (По другой версии, галоп пришел во Францию из Германии, в 1800 [4]). Галоп считается предшественником польки.

Подробнее о галопе в статье Полька и ее родственники.
-
Источники:
[1] The Encyclopaedia Britannica: A Dictionary of Arts, Sciences, Literature and General Information, 1910
[2] A history of dancing. By Reginald St. .Johnston., 1906
[3] The art of dancing, historically illustrated. To which is added a few hints on etiquette; also, the figures, music, and necessary instruction for the performance of the most modern and approved dances, as executed at the private academies of the author. By Edward Ferrero. 1859
[4] Brookes on modern dancing, containing a full description of all dances, as practised in the ball room and at private parties, together with an essay on etiquette.By L. De G. Brookes. New York 1867.

Вальс в два па (~1840 — ~1890) : Первое вероятное описание вальса в два па можно встретить в учебнике Петровского под названием Wiener Walz.

В книге 1873 года (переиздание 1840-х) известный танцмейстер Кулон рассказывает:

Этот вальс впервые появился при венском дворе и был станцован на парижских Opera-Balls. На карнавале 1832 года его станцевал балет, но танец остался без вниимания. Спустя полгода в Баден-Бадене его станцевал собравшийся там высший свет и танец был отмечен. По закрытии сезона, когда представители европейских элит возвратились в свои столицы, вальс в два па был представлен на балах в Берлине, Санкт-Петербурге и Лондон. Но лишь в последние несколько лет он превзошел по популярности остальные вальсы. [Coulon, 1873, c71-72]

Француз Целлаирус [Cellarius, 1847], описывая этот вальс, особенно отмечает что немцы танцуют его замечательно. Итальянец Карло Блазис считает [Blasis, 1866, с 34] что вальс в два па произошел из сотеза, который также называется Русским вальсом.

Уже в самом конце века гомельский танцмейстер Идельсон назовет вальс в два па искаженным немецким и спихнет вину этого искажения на французов [Идельсон, 1899].

И все-таки вальс в два па действительно имеет австрийские корни и его возникновение связано со знаменитой венской композиторской школой, где Ланнер, Шуберт, Иоган Штраус І пишут замечательные вальсы, отличающиеся от своих предшественников не только ускорившимся ритмом, но и достаточно резкими его изменениями в течение исполнения танца. Подобное изменение тут же встречаем в чертах вальса в два па, главное отличие которого от старого вальса состоит даже не в технике вращения, где используется па галопа. Подробнейший рассказ Целлариуса говорит о смене характера танца — теперь вальсирующая пара, варьируя размер шага, и, очевидно, следуя музыке, могла значительно ускоряться и приостанавливаться.

Вальс в два па фактически без изменений просуществовал до конца ХІХ века. Его популярность в Европе заметно уменьшилась в 1890-х годах и к началу ХХ века упоминания об этом танце уже почти не встречаются.
-
Источники:
[Петровский, 1825] Л. Петровский; Правила для благородных общественных танцов., Харьков, 1825
[Coulon, 1873] Coulon, Eugène; Coulon's Hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment...; London, A. Hammond & co. [1873]
[Cellarius, 1847] Cellarius, Henri; The drawing-room dances. By Cellarius; London, E. Churton, 1847.
[Blasis, 1866] Blasis, Carlo.; Nouveau manuel complet de la danse; ou, Traité théorique et pratique de cet art depuis les temps les plus reculés jusqu'à nos jours, par Blasis ..; Paris, Roret, 1866.
[Идельсон, 1899] Идельсон М. И. «Венский вальс с фигурами». Гомель, 1899.

Полька (1841 — ~1900) : По одной из версий история польки началась в 1830 году в Богемии (часть Чехии) благодаря Joseph Neruba, который увидел танцующую девочку. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году, позже, в 1839 в Вене, под музыку пражского ансамбля. В 1840 году Raab, пражский танцмейстер, станцевал польку в Odeon Theatre в Париже и имел оглушительный успех.[1]

Цорн также писал о том, что знал польку под именем с юности, еще задолго до возникновения всеевропейской, зародившейся в Париже моды и преподавал ее с 1835 года под названием Scotch Walz[2]. Здесь, возможно, речь идет либо о ранних формах скоттиша, либо о «вальсе», используемом в русских экоссезах — лонгвеях, танцуемых под музыку в 2/4 [3 c.23]:


В бальных залах полька и ее разновидности пробытовали до конца века, лишь в 1890-х все больше вытесняясь галопом [ист.?].

Подробнее о польке в статье Полька и ее родственники.
-
Источники:
[1] Brookes on modern dancing, containing a full description of all dances, as practised in the ball room and at private parties, together with an essay on etiquette.By L. De G. Brookes. New York 1867.
[2] Grammar of the art of dancing… Zorn, . Boston, 1905.
[3] Энтелис Н.; Пушкинский бал с описанием традиций и подлинными танцами; Спб., Композитор, 1999.

Редова (1846 — ~1900) : Танец, по мнению большинства авторов, имеет чешское происхождение. Кулон в 1846г представил его в Лондоне, примерно на тот же год указывает Гавликовский как на год появления Редовы в парижских салонах.
Редова - это парный круговой танец, но большинство авторов указывают, что помимо вращения существует фигура poursuite - преследование, когда кавалер отступает, а дама наступает, или наоборот. Кроме того, возможна фигура balancé, когда чередуются шаги вперед-назад. Все эти фигуры чередуются по произволу танцующих.
Музыка для Редовы имеет размер 3/4, темпом 45-44 тактов в минуту, некоторые авторы указывают на родственность этого танца мазурке. Исторически в середине века редову исполняли под музыку похожую на музыку польки-мазурки, в конце века - под вальс.

Подробнее смотрите: Статья про историю и варианты редовы, Описание техники редовы.
-
Источники:
[1] Cellarius, Henri; La danse des salons / par Cellarius; dessins de Gavarni; gravés par Lavieille.; Paris : Chez l'auteur, 1849.
[2] Durang, Charles; The fashionable dancer's casket; or, The ball-room instructor ... By Charles Durang; Philadelphia, Baltimore [etc.] Fisher & brother [c1856]
[3] Gawlikowski; Guide complet de la danse. Contenant le quadrille, la polka, la polka-mazurka ... avec la musique, par Gawlikowski ..; Paris, Taride, 1858.
[4] Coulon, Eugène; Coulon's hand-book; containing all the last new and fashionable dances ... By Coulon ..; London, Jullien & co. [1860?]
[5] Dick's quadrille call-book, and ball-room prompter ... To which is added a sensible guide to etiquette and proper deportment in the ball and assembly room, besides seventy pages of dance music for the piano; New York, Dick & Fitzgerald [c1878]
[6] Цорн, Альберт Яковлевич; Грамматика танцовального искусства и хореографии; Одесса, 1890
Gilbert, Melvin Ballou.; Round dancing, by M. B. [7]Gilbert; Portland, Me., M. B. Gilbert [c1890]

Па де катр (Barn Dance) (~1889 — до конца периода) : Pas des Quatre, являясь формой скоттиша, получил свое название благодаря музыке: впервые он был исполнен в Британии (предположительно, попав туда из США) под тему Pas des Quatre из появившегося в Лондоне 1888-1889 годов балета Вильгельма Майера Лутса Faust Up to Date.
При этом Pas des Quatre это не музыкальная форма, а просто танец четырех балерин. Соответственно, в разных балетах мелодия может принимать самые разнообразные музыкальные размеры.
Из-за своей упрощенной хореографии танец вскоре получил и второе название: Barn Dance (Амбарный танец) и распространился по всей Европе, но, правда, с различными ритмами и танцевальной пластикой. Так, в России он описывается как грациозный медленный танец, а в Англии и Шотландии — с прыжками, близкими к народной манере.

Музыкальный размер 4/4.
-
Источники:
[1] Тихомиров А.Д. Самоучитель модныхъ бальныхъ и характерныхъ танцевъ; Москва, 1901.
[2] Lilly Grove; Dancing, by Mrs. Lilly Grove; London [etc.] 1907.
[3] James Scott Skinner, The People's Ball Room Guide, 1905?
-
Присоединенные файлы: pas_des_quatre.mp3;


Комментарии:

Написал(а): Yoko | 15.07.2010 в 21:59
-
Т.к. подробной статьи о па-де-катре пока нет, решила положить сюда его описание (мало ли кому понадобится)

Па-де-катръ
(pas-de-Quatre)
(по книге: Л. Стуколкин. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. Издание 4. СПб, 1901)

Танец "pas-de-Quatre" состоит из четырех тактов, кавалер становится с левой стороны дамы, имея в правой руке ее левую руку.
Кавалер начинает с левой, дама с правой ноги; затем оба делают три шага вперед, на четвертом шаге кавалер, приподнимаясь на полупальцах левой ноги, пропускает мимо ея пятки правую ногу вперед, слегка приподняв ее от полу, дама делает то же самое: приподнимаясь на правой ноге, пропускает левую вперед. При этом движении корпус танцующих должен быть наклонен несколько друг к другу.
Далее повторяется то же самое, с тою только разницею, что во втором такте кавалер начинает правой ногой, дама – левой. При этом движении оба танцующих поворачиваются лицомъ; при чем кавалер правой рукой берет даму за талию, и следующие два такта танцующие исполняют вальс в четыре полуоборота.
(Собственность автора Н.Л.Гавликовского; печатается с его разрешения).



Написал(а): Yoko | 19.10.2010 в 16:47
-
о менуэте.
Еще несколько упоминаний о менуэте к.19 века можно посмотреть здесь:
http://dansedatabase.dk/nyt_fra_rodder/rod15.htm
а здесь -
http://dansedatabase.dk/nyt_fra_rodder/rod16.htm
о менуэте в Дании в 19-м веке.
А здесь:
http://dansedatabase.dk/nyt_fra_rodder/rod21.htm
упоминается менуэт в Дании в 1930-х гг. :)



Написал(а): Стратилатов Борис | 30.09.2014 в 11:40
-
А сюда еще что-то можно добавить?



Написал(а): Мачехин Алексей | 30.09.2014 в 12:16
-
Да, конечно. В Адмике - собітия диаграмм.
Я посмотрю, есть ли у тебя права.



Оставить комментарий:
           

Введите код на картинке:
Имя:
Сайт:


XIX век


PAS-DE-GRÂCE
18.07.2013

Развитие вальса в три па
24.07.2007

Полька и ее родственники
30.10.2008

Бальные кадрили в ХІХв.
30.06.2008

La Boulanger
21.07.2009

Les Lancers
23.09.2009

Полонез
01.10.2009

Вальс в ХІХ веке
10.03.2011

Шаги мазурки
22.08.2010

Редова
22.08.2010

Полька-мазурка
08.10.2010

Varsovienne
08.10.2010

Импровизация и фигуры в круговых танцах XIX века
05.04.2011

Бальные кадрили середины ХІХ века
31.05.2011

Авторские танцы в России на рубеже XIX-XX века
28.12.2014

Диаграмма “Популярные танцы в XIX веке”