Статьи
Положение рук в танцах 15-16 веков

Главная

Статьи

Аттестация

Музыка

База Аттестации

Состав АИТ

Каталог танцев

Цитатник

Livejournal

Библиография


Логин

Пароль

Административная
панель

XVI век: Положение рук в танцах 15-16 веков

При составлении использованы:
стимулирование Вионы;
статья "A brief study of hand holds in 15th- and 16th-century portraits" (Diana Cruickshank);
накопленные картинки с изображением танцев и
собственные домыслы.
Последние изменения: 24.05.2007
Автор: Ольга Фиалко
Комментариев: 0
Все уже привыкли, что восстанавливать танцы 15-16 веков по описаниям весьма непросто - ведь авторы описаний порой не писали ни направления, в котором надо двигаться, ни с какой ноги начинать движение... Но еще сложнее понять по этим описаниям, какое положение рук должно быть в танце. «И затем они берутся за руки» - весьма простое предписание! Авторы трактатов о танцах не сильно заботились о том, чтобы рассказать, как именно стоит браться за руки - ведь им казалось это весьма очевидным, да и их современникам тоже. Это проблема всех ранних манускриптов о танцах: то, что очевидно для всех - не описывается.

Итак, для танцоров 15 и 16 веков манера подачи рук должна была казаться естественной. Ежедневная тренировка в светских манерах, которые включали в себя искусство танцевать, несомненно, исключала необходимость отдельных инструкций по такому простому вопросу. Нам же приходится искать ответ в изображения танцующих людей тех времен (главная задача тут - определить, действительно ли танцуют изображенные люди). Судя по изображениям, руки соединены многими и различными способами и на разных уровнях; также отмечено большое разнообразие в манере контакта, будь то пальцы, кисти, предплечья, плечи или даже рукава или платки.

Рассмотрим миниатюру из парижского манускрипта Гульэльмо. (рис 1). Кисти кавалера, поднятые до уровня плеч, держат мизинцы двух его дам. Положение его преплечий подтверждает его поддерживающую роль, так как руки дам более вытянуты. (на рисунке видно, что локти кавалера практически прижаты к телу, направлены строго вниз, а руки дам находятся в таком положении, что их предплечья отведены в сторону кавалера, и локтями партнеры не соприкасаются – то есть кавалер выполняет именно опорную функцию, создавая дамам надежную поддержку). Свободные руки дам, видимо, находятся в стандартной для 15-го века позиции - придерживая длинные платья спереди (примеры этого мы увидим на других изображениях).
Держание мизинцами появляется немного в другой форме на фреске Lorezetti “The city of Good Government” (Рис.2), где восемь танцоров, вероятно танцующие фарандолу, соединяют руки только с помощью мизинцев.

рис.1рис.2


Другие изображения линейных или круговых танцев обнаруживают такое разнообразие подачи рук, что может показаться, что непринужденность в танце порождала индивидуальное исполнение. Дальнейшая иллюстрация этой свободы может быть найдена на ксилографии Мориски, приписываемой Дюреру:


Но вернемся к парным танцам 15 века. Сначала можно сравнить изображения танцующих простолюдинов (гравюры Дюрера) и знатных пар:



"Грубую хватку" народных танцев повторяют и светские - рука кавалера всегда сверху руки дамы.
Подобное положение рук мы видим и на изображениях торжественных танцев в бальных залах и дворцах:

рис.3
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.8
рис.9
рис.10


Изображения 7 и 8 демонстрируют не только "верхнее" положение руки кавалера, но и высокое положение рук, с контактом до локтя (то есть рука кавалера до локтя лежит на руке дамы). Свободные руки дам в основном расположены высоко - на уровне живота, придержаивая длинные платья. Гравюра (рис.10) предлагает несколько другой вариант положения руки кавалера: его кисть расположена на запястье дамы, оставляя кончики ее пальцев свободными.

Итак, мы видим в 15-ом веке явное доминирование мужчин, проявляемое в том числе и в танце. Можно, конечно, предположить, что руки в танцах того периода подавались редко и не на весь танец, и скорее для удобства, посему этому действу особого значения не придавалось. В итальянских балли и бассдансах 15-го века руки, с одной стороны, руки подавались чаще в моменты поворотов, для придания дополнительного импульса и усиления поворота, но - с другой стороны - и в таких фигурах как континенца, рипреза, или риверенца, то есть не для поддержки, а более для приветствия. Это предполагает бОльшее понимание отношений между танцорами, признание первенства, а значит, не может быть случайным.

Также можно рассмотреть фарандолы и такие круговые танцы, как каролы и бранли, а также французские и бургундские бассдансы, в которых подача рук не является редким и временным явлением. Посмотрим на изображение танцоров из манускрипта Roman de la Rose:



Если бы эти танцоры разбились на пары, где кавалер слева от дамы, то левая рука дамы была бы под рукой кавалера. Аналогичное положение рук в круговых и линейных танцах можно увидеть тут:




16 век - изменилось ли что-то в подачи рук? Как видно по картинам и манускриптам, разнообразие подачи рук всё еще присутствовало в эту эпоху. Несмотря на однозначное положение рук на гравюрах из манускриптов Карозо и Негри

рис.11
рис.12
рис.13
рис.14


другие источники показывают различное положение рук.
Особо интересно в контексте разнообразия изображение танцующих павану на следующей миниатюре:


Первая пара здесь демонстрирует положение руки кавалера сверху, а вторая пара - руку дамы сверху, при этом кавалер придерживает ее большим пальцем. Пара, стоящая спиной, также держит руки подобным образом.

Изображение придворного бала Генриха III


показывает "нижнее" положение руки дамы, а три следующие картины демонстрируют обратное:



Изображения танцующих из Орхезографии Арбо показывают однозначно "верхнее" положение рук кавалера. Однако, положение рук в 16-ом веке отличается от 15-го. Так, в15-ом веке более распространено положение всей кисти кавалера поверх кисти дамы, вплоть до преплечья кавалера поверх руки дамы, причем пальцы кавалера держат пальцы дамы, как бы обнимая и прикрывая их сверху (это хорошо видно на рис.3, а также на изображениях линейных танцев).
Так же держат за руку дам кавалеры второй и тертьей пары на следующей гравюре:


Но всё же в 16-ом же веке положение рук, даже если рука кавалеры сверху - несколько меняется: рука кавалера лежит на ладони дамы, и дама придерживает кисть кавалера большим пальцем. Гравюры из Орхезографии демонстрируют и третий вариант: рука кавалера лежит поверх ладони дамы, но направлена ладонью вверх, и дама придерживает ее большим пальцем:



Если рассмотреть изображения из манускриптов Карозо (рис.12 и рис.13) - увидим, что кавалер придерживает руку дамы, лежащую в его ладони, большим пальцем. Подобное положение, видимо, сохраняется и в 17-18 веках (в танцах, где контакт рук продолжителен):



Такое "обычное" положение рук в паре, совершенно не очевидно современному человеку и танцорам, начавшим свой путь от техники 19 века, где рука кавалера, поданная даме, должна быть развернута ребром, а большой палец придерживает скорее пальцы дамы, а не всю кисть:

Итак, мы увидели, что подача рук в танцах 15 и 16 веков была явлением не случайным, а закономерным.
В 16-ом веке мы видим такую нелогичность: хотя место женщины действительно низко в юридической иерархии, на Английском троне сидит женщина, вторая – Королева Шотландии, и третья – Медичи, сила позади трона Франции. Кажется, что женщины, хотя и сильно зависимые от мужчин, всегда удерживали заметную власть в высших эшелонах общества. Но эти примеры, скорее, лишь исключения из общего правила, когда женщина в эпоху Возрождения всё еще считалась собственностью, предметом роскоши, и отношение, демонстрируемое в танце посредством подачи рук, лишь подтверждает это: место мужчины всегда впереди, он показывает свое превосходство. Но в 16-ом веке мы видим и случаи, когда кавалер подает руку даме, а дама кладет свою руку сверху. Это можно объяснить тем, что кавалеры, "сознавая собственное природное превосходство", могут позволить себе оказать немного чести "слабому полу", позволив их руке быть сверху... Говоря простыми словами "мы-то знаем, что мы совершеннее, но мы настолько добры, что готовы в бальной зале преклониться перед женщиной".... В целом это всё равно отношения не меняет. Положение женщины в обществе остается неизменным - иллюстрацией к этому также может служить совет Арбо своему ученику Каприолю о том, как приглашать даму на танец, и его удивление в том, что дама вообще может отказать кавалеру :)
Впрочем, чему удивляться, если идеал мужчины в эпоху Возрождения - это воин, главное качество - мужественность - которая проявляется и в танце, порой весьма агрессивно. Очередное подтверждение того, как нравы и ценности эпохи отражаются в танце (не говоря уж - в костюме - может, и про это написать?)

Лишь позже наступит "галантный век", когда грациозность и элегантность станут во главе, мужчины перестанут быть столь откровенно доминирующими, и дамам начнут предлагать руку в танце. Что вторично, что первично, интересно? Может, с танца и началось изменение в отношении к женщине?

Кстати, следующая картина показывает, что положение "рука кавалера сверху" не исчезло с окончанием 16-го века:



Видимо, это уже зависело от личного осознания кавалера, либо его подавляющей власти (может, это король), которую он демонстрировал и в танце... Впрочем, возможно, в танцах эпохи барокко были свои законы - хотя за руки в барочных танцах почти и не держались, а если и держались, то очень-очень тонко, галантно и нежно - за кончики пальцев:

менуэтсарабанда


Итак, возвращаясь к танцам Возрождения и думая, как же стоит танцевать их нам, можно сказать, что выбор положения рук в танце может зависеть от степени реконструкции и желания танцующих следовать нормам того времени. Степень приближения и условности так или иначе присутствуют в "наших старинных танцах": например, в 15-16 веке дамам указано танцевать, скромно опустив глазки в пол - но кто готов всё время следовать этому предписанию? Впрочем, рассмотренные картины танцев 16-го века дают почву для варьирования положения рук: так что кавалеры могут обыгрывать свой выбор подачи руки, причем не спрашивая предпочтения у дамы - согласно эпохе.


Комментарии:

Оставить комментарий:
           

Введите код на картинке:
Имя:
Сайт:


Распечатать
Статьи
...

XVI век


Положение рук в танцах 15-16 веков
24.05.2007

Французские бассдансы
31.10.2008

Танцевальные позиции и движения в терминологии Арбо
31.10.2008

Популярные танцы в Италии конца XVI века
01.02.2013

Экспорт Статьи:

подробнее