Статьи
PAS-DE-GRÂCE (падеграс) — история танца
Статьи Аттестация Музыка База Аттестации Состав АИТ Каталог танцев Цитатник Livejournal Библиография Административная панель | XIX век: PAS-DE-GRÂCE (падеграс) — история танца
В последнее десятилетие XIX в. Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые социальные танцы. Кадрили, польки, мазурки и вальсы приелись публике, и требовалось что-то новое. На помощь пришли хореографы. Одним из них был Евгений Михайлович Иванов, в 1900 г. издавший несколько описаний танцев с нотами, в числе которых был и падеграс. К сожалению, об авторе известно очень мало, все что у нас есть – сведения, напечатанные на первых изданиях его нотных тетрадей. Артист (солист) императорского театра, профессор Парижской академии, преподаватель в Императорской практической академии, Императорского коммерческого училища, 2 мужской гимназии, 11 мужской гимназии, Петропавловской мужской гимназии, гимназии им. Медведникова, реального училища Воскресенского. Так же Евгений Михайлович преподавал в женских гимназиях: Е. В. Винклер, О.А. Виноградской, В. Н. Фон Дервиз, Е.Н. Дюлу, Елизаветинской, Петропавловской, княгини Е. В. Енгалычевой, обучал слушательниц на курсах учительниц гимнастики и танцев при педагогических курсах. Известен адрес, по которому он проживал в Москве в 1900 году, и телефон: ул. Садовая-Каретная, д.2, Максимовой, второй дом от угла Малой Дмитровки (красный), кв.29, тел: 208-26. К 1903 г. автор изменил место жительства, о чем указывает в своих публикациях: Сухарева башня, Уланский пер., д. Кузнецова. В этот период Е.М. Иванов давал балы в Российском Благородном Собрании в третий день Рождества и в четверг на Масленице, а так же в Охотничьем клубе на третий день Пасхи. «Падеграс» подкупал своей простотой, законченностью и лаконичностью, однако (возможно, именно по причине своей простоты) танец не попал в большинство сборников того времени, и долгое время был доступен в сильно искаженном виде только в книге И.И. Иванова, однофамильца Евгения Михайловича, что породило путаницу. Однако эта же простота позволила танцу пережить революции и гражданскую войну. В 1937 г. танец входит в сборник, выпущенный методической группой танца отдела художественной самодеятельности Управления по делам искусства при Моссовете. Сборник был составлен «комиссией по редактированию бальных танцев Артистов ГАБТ», в составе А. М. Гаврилов, С.В. Чудинов, С.Я. Степанов. Возможно, именно это повлияло на то, что в 1939 году издательство «Музгиз» издает ряд брошюр с нотами и описаниями танцев, среди которых и «па де-грас», под музыку гавота Госсека. Характерной особенностью этой серии является отсутствие указаний на авторов танцев. В 1950 году Управлением по делам искусств при совете министров СССР совместно со Всесоюзным Домом Творчества им. Крупской была проведена конференция по бальному танцу, на которой была сформулирована программа и разработана методика обучения общественным танцам. В список из 35 пунктов вошел и па де-грас. В этом же году печатается серия «Учись танцевать», в которой публикуется и этот танец, «восстановленный» Чудиновым, как указано на титульном листе. Интересно, что в самом сборнике последняя фигура танца заменена на «балансе-менуэт» с высокими руками, и быстрый поворот на 1 такт. Редактор, однако, обратил на это внимание, и в конце книжки приведен список исправления «опечаток», которые приводили танец к привычному виду (однако, на одной из картинок, прилагающихся к описанию, партнеры стоят в позиции «балансе-менуэт»). После 1950 года описание танца регулярно печатается в периодических сборниках, книгах и методических пособиях, ему обучают в школах, пионерских лагерях и клубах. Положительным моментом явилась стандартизация, благодаря которой, танец до сих пор одинаково танцуют по всему пост-советскому пространству. Музыка и исполнение танца. Первое издание публикуется с нотами гавота Гербера, очевидно, именно эта мелодия послужила вдохновением для танца. В серии 1939 года в качестве музыкального сопровождения предлагается гавот Госсека, а в 1950-м году, в серии под редакцией Чудинова, вновь используется музыка Гербера. Все дальнейшие публикации используют произведения советских композиторов. Схема танца, изложенная автором, очень проста. В методических руководствах СССР этим танцем рекомендовалось начинать обучение, в том числе — в школах и детских садах. Танец состоит из 8 тактов музыки в 4/4 и танцуется несколько быстрее чем шакон. Исходное положение: Кавалер правой рукой берет левую руку дамы, становится рядом с ней. 1 такт: Кавалер и дама становятся в третью позицию, правая нога впереди. Раз — шаг в правую сторону с правой ноги. Два — приставляют левую ногу к правой (первоначальное положение). Три — снова делают шаг правой ногой вправо (отталкиваясь левой). Четыре — поднимают левую ногу впереди правой. 2 такт: Повторяют то же самое с левой ноги и в левую сторону. 3 и 4 такты: Те же шаги, но движение вперед. 5 и 6-й такты: Танцующие поворачиваются лицом друг к другу и выполняют движения первого такта, причем в 5-м такте идут в правые стороны, а в 6-м в левые, возвращаясь на прежние места. 7-й и 8-й такты: Кавалер и дама, подавая правые руки друг другу, совершают полный круг, исполняя движения третьего и четвертого такта. Затем кавалер берет правой рукой левую руку дамы и танец начинается сначала. На протяжении всей истории «падеграса» его простота и лаконичность не давали покоя хореографам, и если общая схема была неизменной, то позиция партнеров в паре, положение рук и шаги незначительно менялись, чтобы выглядеть более «красиво»:
Падеграс, па-де-грас, па-де-грасс, или па де грас? Е.М. Иванов назвал свой танец Pas-de-grâce. В тетради с его описанием это название встречается в таком написании (латинскими буквами, между словами тире, знак «а» с циркумфлексом). Авторы танцевальных сборников того времени оставили нам свои собственные варианты транскрипции (орфография сохранена): «Па-де-грассъ» - Отто, Полный практический самоучитель бальных танцев, 1902г., стр. 146 «Па де-грас» - серия «Парные танцы», 1939 Литература:
Танец состоит из 8 тактов музыки в 4/4 и танцуется несколько быстрее чем шакон. Исходное положение: Кавалер правой рукой берет левую руку дамы, становится рядом с ней. 1 такт: Кавалер и дама становятся в третью позицию, правая нога впереди. Раз — шаг в правую сторону с правой ноги. Два — приставляют левую ногу к правой (первоначальное положение). Три — снова делают шаг правой ногой вправо (отталкиваясь левой). Четыре — поднимают левую ногу впереди правой. 2 такт: Повторяют то же самое с левой ноги и в левую сторону. 3 и 4 такты: Те же шаги, но движение вперед. 5 и 6-й такты: Танцующие поворачиваются лицом друг к другу и выполняют движения первого такта, причем в 5-м такте идут в правые стороны, а в 6-м в левые, возвращаясь на прежние места. 7-й и 8-й такты: Кавалер и дама, подавая правые руки друг другу, совершают полный круг, исполняя движения третьего и четвертого такта. Затем кавалер берет правой рукой левую руку дамы и танец начинается сначала. | XIX векPAS-DE-GRÂCE 18.07.2013 Развитие вальса в три па 24.07.2007 Полька и ее родственники 30.10.2008 Бальные кадрили в ХІХв. 30.06.2008 La Boulanger 21.07.2009 Les Lancers 23.09.2009 Полонез 01.10.2009 Вальс в ХІХ веке 10.03.2011 Шаги мазурки 22.08.2010 Редова 22.08.2010 Полька-мазурка 08.10.2010 Varsovienne 08.10.2010 Импровизация и фигуры в круговых танцах XIX века 05.04.2011 Бальные кадрили середины ХІХ века 31.05.2011 Авторские танцы в России на рубеже XIX-XX века 28.12.2014 Диаграмма “Популярные танцы в XIX веке” Экспорт Статьи: подробнее |
-
Это ты еще "барочную" версию под Казанову Калугина не видел :-)