Каталог танцев
Контрдансы ХІХв./Контрдансы ХІХв. : Русский Экосез

Главная

Статьи

Аттестация

Музыка

База Аттестации

Состав АИТ

Каталог танцев

Цитатник

Livejournal

Библиография


Логин

Пароль

Административная
панель

Контрдансы ХІХв./Контрдансы ХІХв. : Русский Экосез



Источники изучения: [Петровский, 1825], [Максин, 1839]

Экосез (шотландский - фр.) — контрданс-лонгвей на две пары в минор-сете, перекочевавший в XVIII веке в Европу и распространившийся, вероятно, из Франции в большинство европейских стран. В том числе и в Российскую империю, где он стал одним из самых популярных танцев.
Нижеприведенные фигуры и правила исполнения Экосеза взяты из двух известных российских танцевальных учебников первой половины ХІХ века.

При описании использована английская терминология. В первоисточниках фигуры описываются французскими аналогами.

1. Техника исполнения
2. Фигуры Экосеза
2.1 Tour de mains (поворот за руки) (1825, 1839)
2.2 La croix et le rond (крест и круг) (1825, 1839)
2.3 Trois en bas (трое вниз) (1825)
2.4 Окончание
2.4.1 [1] (1825)
2.4.2 [2] (1825)
2.4.3 [3] (1839)
3. Правила исполнения

Варианты названия: Ecossaise
Танец относится к: 1800-1840
Прикрепленные файлы:
Ecossaise__Beethoven.mp3;
Автор описания: Алексей Мачехин (Гарольд)
Степень реконструкции: Полная реконструкция
Последние изменения: 30.05.2010
Комментариев: 13

Схема танца:

1. Техника исполнения:


В обоих учебниках Экосез описан на технике Chassé, Jeté, Assemblé, хотя Петровский уже в 1825 сетует на небрежность иполнения и использование простых шагов в танце, где следовало бы танцевать «шаги тряские», в т.ч. и pas de Zephir.

2. Фигуры Экосеза



Исходная позиция:
1234


1234


2.1 Tour des mains (поворот за руки) (1825, 1839)

Первое колено (часть):
Такты 1-4 К1 и Д2: Turn*. Кавалер остается в центре, но так, чтобы не мешать Д1 и К2.
Такты 5-8 Д1 и К2: Turn*. Д1 остается в центре и подает К1 правую руку.

*В варианте 1839 года Tour de mains, как и в европейских кадрилях этого периода, делается уже не за две руки, а за правую руку.

Второе колено:
Такты 1-4 К1 и Д1: на 3 Chassé, Jeté, Assemblé: Lead down the middle





Такты 5-8 К1 и Д1 развернувшись через центр пары возвращаются на место пары ІІ, которая тем временем переходит на место пары І.

Вариант 1839 Во втором колене закрытая пара идет на па галопа вниз и вверх.


2.2 La croix et le rond (крест и круг) (1825, 1839)

Первое колено:
Такты 1-4 Пары І и ІІ: Hands across.
Такты 5-8 Пары І и ІІ: Hands four назад. Пара ІІ возвращается на свое место, а пара І остается в центре, взявшись за две руки лицом друг к другу.

Вариант 1839 Назад — тоже hands across

Второе колено:
Такты 1-4 К1 и Д1: на 8 Glissade croisé (или па галопа): Lead down the middle





Такты 5-8 К1 и Д1 развернувшись через центр пары на 3 Chassé, Jeté, Assemblé (или, предварительно договорившись, опять на Glissade croisé) возвращаются на место пары ІІ, которая тем временем переходит на место пары І.


2.3 Trois en bas (трое вниз) (1825)

Первое колено:
Такты 1-4 Д1 и Д2 взявшись за руки, а за ними К1 идут вниз на 3 Chassé, Jeté, Assemblé, после чего дамы разворачиваются лицом к кавалеру и подают ему руки.

|
|
|
|

Такты 5-8 Образовавшаяся тройка (кавалер спиной) возвращается вверх сета и вторая дама становится на место.

Второе колено:
Такты 1-8 К1 и Д1 взявшись за руки: на 3 Chassé, Jeté, Assemblé: Lead down the middle, up again, сначала Д1 идет спиной, затем, возвращаясь на место пары ІІ, спиной идет К1.







2.4 Окончание
В рассматриваемых источниках приводится три варианта окончания экосеза, из которых два явно восходят к чрезвычайно популярному в Англии и США контрдансу Sir Roger de Coverley (Virginia Reel):

2.4.1 (1825)*
Первое колено:
Такты 1-4 В парах друг другу set на pas de Zephir.
Такты 5-8 В парах turn.

Второе колено (интерпретация):
Такты 1-8 Все пары взявшись за руки (либо дамы на право, кавалеры на лево) идут променадом по кругу до своих мест.







или





* - фигура танцуется один раз, без повтора

2.4.2 (1825)

Такты 1-4 К1 и последняя дама turn
Такты 5-8 Д1 и последний кавалер то же.
Такты 9-12 К1 и Д1 то же.
Такты 13-16 К1 за линией кавалеров, а Д1 за линией дам переходят (танцуя) на место последней пары. Все остальные в это ремя поднимаются на одну позицию вверх.







2.4.3 (1839)

Такты 1-8 Все танцоры взявшись за руки линиях идут на 7 Chassé, Jeté, Assemblé променадом по кругу до своих мест.







Такты 9-16 К1 и Д1: на 16 па галопа: Lead down the middle, оставаясь на местах последней пары.


3 Правила исполнения



Являясь последовательностью нескольких простых контрдансов, Экосез подразумевал поочередное выполнение фигур начиная от первой пары (очевидно, кроме некоторых вариаций финала или шуточных фигур). При этом, в отличие от английский практики, где в это время наиболее распространенной формой контрданса является лонгвей на три пары, одновременно в танце принимает участие только две пары — ведущая и задействованная ею вспомогательная. Таким образом, пока первая пара опускалась в танце до позиции последней в сете, вторая ожидает своей очереди и вступает лишь когда первая станет последней, что обуславливает б́ольшую длительность экосезов по сравнению с английскими контрдансами.
Фигура экосеза заканчивается с возвращением всех пар на свои исходные места. При этом фигуру обязаны повторять все парывслед за первой, которая и задает схему каждого проведения.







Использованный глосарий:

Lead down the middle, up again: Первая дама и первый кавалер на A и B берутся за руки на С и идут вниз вдоль сета между линий кавалеров и дам на Е.
При возвращении пары становятся на место второй пары, тем временем партнеры второй пары с позиций С и D поднимаются на E и F.

Фигура может занимать 4 и 8 тактов, выполняться лицом или боком вперед.


Hands across:

Танцоры подают правые руки своим контрпартнерам (К1 до Д2 і Д1 до К2) и идут по кругу. При возвращении назад подаются левые руки.



Hands four: Патрнеры вчетвером берутся за руки и танцуют по по кругу до своих мест:


Turn: Оборот за две руки или одну руку с партнером или контрпартнером.

Set: Чаще всего Pas des Basque, но в некоторых случаях могут использоваться другие шаги и связки.




Упомянутые книги:

Л. Петровский; Правила для благородных общественных танцов; Харьков, 1825.

Книга Людвига Петровского, учителя танцования при Слободско-Украинской гимназии.
Труд содержит большое количество описаний современных автору танцев и техник: нескольких вальсов, контрдансов, русских кадрилией, мазурки и т.д. Определенный интерес представляют просто упомянутые названия и многочисленные комментарии Петровского относительно характеров различных танцев, поведения танцоров и их воспитания.

Не смотря на достаточно основательный подход автора к составлению учебника, стиль его изложения не способствует легкому пониманию текста. Поэтому чаще всего разбираемый по этому учебнику материал допускает различные интерпретации.




Максин А.; Изучение бальных танцев; Москва, 1839.

«Изучение бальных танцев» — Соч. А. Максина — С рисунками и нотами для фортепьяно — Москва — в типографии Николая Степанова — 45 страниц — 1839.

Один из немногих известных танцевальных учебников первой половины ХІХ века, написанных в Российской Империи.
Книга состоит в основном из приведенных в табличной форме танцевальных схем и весьма краткого описания использующихся техник.

Книга переиздана издательством Планета Музыки в 2010 году (ISBN 978-5-8114-1054-5) с небольшим вступлением от издательства, но без нот.






Комментарии:

Написал(а): Алексей Мачехин | 22.04.2009 в 00:20
-
В письме к мадам Дени в 1750-х Вольтер пишет о новомодном танце Экосезе. Фигуры танца составлялись преимущественно из hands across и down the middle.

Вот, ищу теперь письма Вольтера.



Написал(а): Yoko | 22.04.2009 в 00:27
-
Для сравнения:

Attempt (Экосез «Попытка»)
Реконструирован Элисом Роджерсом
Музыкальный размер джига (6/8)
Исходное положение: колонна на неограниченное число пар с мини-сетами в две пары. Первые пары стоят «в неправильной позиции» - кавалер в линии дам, дама в линии кавалеров. Исполняется на шассе.
Такты Описание
1 – 8 Первая пара сходится за одно шассе, берется за руки, за два шассе идет вниз по сету, за два шассе выходит за линии (спинами вперед), за два шассе движется вверх по сету (за спинами вторых пар), за одно шассе возвращается на свои места.
9 – 16 Обе пары – мулине правыми и левыми руками
17 – 24 Первая пара танцует «восьмерку» вокруг второй пары
25 – 32 Первая пара меняется метами за правые руки, обходит вторую пару за спинами, встречается в середине колонны и за две руки докручивается до своих мест. Вторая пара поднимается на место первой



Написал(а): Алексей Мачехин | 22.04.2009 в 00:33
-
Кажется, типичный английский кд, если не считать положение пар.



Написал(а): Rostik | 23.02.2010 в 18:04
-
Нужно внимательно почитать Элиса Роджерса на эту тему, но, вообще говоря, écossais означает просто "шотландский". Вероятно у Роджерса это просто "Шотландский КД", в то время как в России была вполне отдельная от шотландской традиция танцевания этих танцев.



Написал(а): Артур | 24.03.2010 в 16:40
-
То есть не считая того, что экосезы начала 19 века в 2-минорных сетах и что может быть необычное положение первой пары в начале (хотя Фейе еще в начале 18 века предлагал танцевать английские КД 2мя способоами, и один из них - сразу же первым К и Д поменяться местами и так и танцевать на чужих сторонах до конца), все весьма охоже на английские КД. Ну, набор фигур тот же по сути.

Или же принимая замечание Вилсона и описание экоссеза Максина можно сказать, что принципиальное отличие таки - в прогрессии, то есть английские КД танцуются так: 1и2, потом 1и3 (вторая отдыхает), потом 1и4, одновременно 2и3 начинают (либо, если 3-минор сеты, то 2и3 еще отдыхают) и т.д., потом когда первая дойдет до конца она начнет подниматься обратно 2\\3 парой и так пока не вернется на свои места.

А в экоссезе прогрессия такая: 1и2, потом 1и3, потом <...> 1иПоследняя. 1я остается в боттом-месте, а 2я пара превращается в 1ю и повторяет фигуру. И так потом повторит 3я и т.д. пока 1я начавашая не вернется на топ-место.

То есть по сути в английских КД повтор фигуры идет с топ места пока первая пара еще танцует, лишь бы новой топ-паре хватало пар в минор-сете для начала, а в экоссезе - все стоят пока первая пара не станет боттом-парой, и только тогда начинается повтор?

Осталось разобраться с историей, удалось ли найти письма Вольтера? Можно ли сказать, что середина 18 века - рождение Экоссеза (возможно в Шотландии? Хотя идея о том, что это суть английские КД реимпортиованные из Франции обратно в Англию\\Россию выглядит интересной, но не объясняет, потому Экоссез (шотландский), а не Англез(английский))



Написал(а): Алексей Мачехин | 31.03.2010 в 20:41
-
То есть по сути в английских КД повтор фигуры идет с топ места пока первая пара еще танцует, лишь бы новой топ-паре хватало пар в минор-сете для начала, а в экоссезе - все стоят пока первая пара не станет боттом-парой, и только тогда начинается повтор?

Если по Максину — да. Но у Петровского это прямо не указано.

Осталось разобраться с историей, удалось ли найти письма Вольтера?
Пока нет. История все еще темная.



Написал(а): Yoko | 15.04.2010 в 15:09
-
Осталось разобраться с историей, удалось ли найти письма Вольтера? Можно ли сказать, что середина 18 века - рождение Экоссеза (возможно в Шотландии? Хотя идея о том, что это суть английские КД реимпортиованные из Франции обратно в Англию\\Россию выглядит интересной, но не объясняет, потому Экоссез (шотландский), а не Англез(английский))
Насколько я помню,Ричардсон пишет, что экосезы во Францию 1740-х гг. были привезены шотландцами, бежавшими после очередного якобитского восстания. А уже в н. 19 века расползлись из Франции по Европе, с французским названием.



Написал(а): Алексей Мачехин | 15.04.2010 в 18:29
-
Насколько я помню,Ричардсон пишет, что экосезы во Францию 1740-х гг. были привезены шотландцами, бежавшими после очередного якобитского восстания. А уже в н. 19 века расползлись из Франции по Европе, с французским названием.

На какой странице?



Написал(а): Yoko | 18.04.2010 в 03:29
-
На 53-й. Но читать лучше с 52-й, там частично описывается полит. ситуация 1745-46 гг. (якобитское восстание, Кулоден, запрет кильтов)



Написал(а): Таинственный незнакомец | 30.05.2010 в 13:06
-
//Первое колено (часть):
Такты 1-4 К1 и Д2: Turn*. Кавалер остается в центре, но так, чтобы не мешать Д1 и К1.
Такты 5-8 Д1 и К2: Turn*. Д2 остается в центре и подает К1 правую руку.

Что-то тут не так. Должно быть судя по описанию Петровского:
Такты 1-4 К1 и Д2: Turn*. Кавалер остается в центре, но так, чтобы не мешать Д1 и К2.
Такты 5-8 Д1 и К2: Turn*. Д1 остается в центре и подает К1 правую руку.



Написал(а): Артур | 30.05.2010 в 13:14
-
PS Это был я =)

И еще в правила исполнения можно было бы добавить то (со слов Петровского), чего многим еще не хватает:

Как не надо танцевать к контрадансах:
- Дама подает руки свои как лапочки;
- кавалер берет их как бы шуточным образом, придавив свои в локтях к бокам;
- поворачиваются не смотря один на другаго,
- то машут руками в такт, то кружатся на месте, как дети, играя в ветряную мельницу и
- отскакивают, или отходят задом, как раки;
- забывают вовсе о внимании которым обязаны к близ стоящим, дабы не нанесть какой неприятности;
- ни дама, ни кавалер не знают уступить один другому место, дабы не мешать себе;
- под час заговариваются с зрителями

Как надо танцевать в контрадансах:
- должны подать один другому закругленныя пред грудью руки, поднимая оныя ловко
- и не опуская; сделавши два раза chassé, на третьем выпустить оныя, дабы дама, взявшись за платье (предпочтительенее), или имея руки под грудью стала на своем месте
- (на променад) подавая <...> правую руку; кавалер взявши оную левою, оба должны держать их вперед пред грудью, какое положение как будто бы показывало, что оне куда то их ведут;



Написал(а): Алексей Мачехин | 30.05.2010 в 13:16
-
Да, спасибо.



Написал(а): Алексей Мачехин | 30.05.2010 в 13:29
-
И еще в правила исполнения можно было бы добавить то (со слов Петровского), чего многим еще не хватает:

О, нет. Это как раз добавлять не стоит.
Во-первых, это уже бонус для тех, кто читает сам.
А во-вторых, это мнение Петровского. И, одновременно, это распространенная практика того времени. Использовать ее или нет — личное дело каждого преподавателя.



Оставить комментарий:
           

Введите код на картинке:
Имя:
Сайт:


Распечатать

Разделы

Средневековье
XV век
XVI век
Барокко
XIX век
Контрдансы


XIX век

Вальсы
Мазурки
Польки
Кадрили
Контрдансы ХІХв.
Малые танцы



Все Контрдансы ХІХв.

Eightsome Reel
Juliana
L'Alegrezza
l'Enfant
L'Espérance
L'Etruria
La Boulanger
La Capricciosa
La Diana
La suedoise (Шведский танец)
The Duke of Perth
The Flowers of Edinburgh
The Reel of five
Triolet
Матредур
Немецкий экосез
Русский Тампет
Русский Экосез

Экспорт описания:

Без заголовка и глоссария:

подробнее