Создание пяти позиций ног приписывают выдающемуся французскому хореографу эпохи барокко Пьеру Бошаму (Pierre Beauchamp 1636—1705), который возглавил созданную Людовиком XIV знаменитую Академию танца. Несомненной заслугой академии является кодификация, то есть перенос правил и норм характерной и классической хореографии на письменные источники. Это послужило мощным толчком к развитию, а также распространению этих танцев по всему миру, так как упрощало процесс обучения. Вдобавок, письменные источники положили начало систематизации и накоплению практических элементов хореографии, ставшей со временем классической. В создаваемой системе позиции ног явились основой для записи танцевальных шагов. Любой записываемый шаг по своей сути стал переводом ноги из одной позиции в другую. Эту роль позиции ног сохранили и в ХІХ веке. Еще одной особенностью французской хореографической школы стала выворотность ног, не характерная до этого, например, для итальянских танцев.
Точного ответа на вопрос «почему и как появилась выворотность в хореографии?» пока не найдено. Одним из объяснений может служить тот факт, что во времена ее формирования большинство мужчин-танцоров занималось фехтованием и некоторые традиции фехтования могли повлиять на танцевальное искусство.
Танцевальная культура ХІХ века во многом опиралась на разработанные во времена барокко методику преподавания и эстетику бального танца. Не смотря на то, что сами танцы значительно изменились, на протяжении практически всего века манера исполнения танцевальных шагов в социальных танцах предусматривала выворотность ног и, за редким исключением, начало всех шагов с носка. Самой характерной чертой бальной культуры ХІХ века стало преобладание танцев с вращением в закрытой паре. И хотя до конца века в залах сохранялись разнообразные кадрили и контрдансы, самыми характерными представителями периода стали вальс, полька и подобные им техники для двух «обнимающихся» партнеров, что в прежние времена было едва ли возможным. Такие танцы, в отличие от распространенных ранее, ориентировались, в первую очередь, на общение двух людей, уединившихся в достаточно близкой закрытой позиции, а не на построение некоего общества, характерного для преобладающих ранее геометрических танцев, или на создание внешнего эффекта, как в более ранних парных танцах. Закрытая позиция при этом тоже претерпевала изменения от несколько отстраненной в начале века, до достаточно близкой в конце. Но на протяжении всего периода в закрытой паре не допускалось касание корпусов и ног танцоров.
Еще одной из характерных черт бальной культуры ХІХ века стала ее распространенность. Различия между придворным, дворянским и мещанским танцем становились все меньше и со времением почти исчезли. Этот процесс был тесно связан со взаимным влиянием танцевальных культур различных классов. Значительная часть бальных танцев ХІХ века пришла из народной традиции. Низшие классы, в свою очередь, перенимали бальную культуру высших. Такая ситуация, наложенная на бурную политическую жизнь Европы способствовала возникновению общеевропейской бальной традиции, фактически неизменной на всем континенте. Результатом такого развития стало множество танцевальных учебников, издаваемых во всех уголках Европы, США, в колониях европейских государств. За исключением некоторых характерных для каждого региона отличий, все они отображают достаточно стройную единую традицию.
Балы в ХІХ веке занимают одно из главных мест светской жизни. Как правило, светские балы считались местом для представления обществу юных девиц и кавалеров, тут же проходило предварительное знакомство будущих супругов. Хорошо танцующий человек ассоциировался в свете с хорошо воспитанным человеком. Неточность движений в танце и некрасивость жестов сразу же выдавала низкое происхождение. В высшем свете обучение танцам и фехтованию придавалось большое значение, и начинали учить этому с самого раннего детства дома, в различных учебных заведениях. В некоторых странах детей дворян с пяти-шестилетнего возраста подвергали многочасовой балетной муштре. Совсем маленький ребенок уже должен был иметь соответствующую осанку, уметь делать разные поклоны, знать основные танцы. А в возрасте десяти-двенадцати лет детей вывозили на детские праздники, устраивали для них танцевальные вечера и детские балы.
Известны балы придворные, домашние, общественные, благотворительные, маскарады. Придворные балы происходили в парадных залах дворца. Здесь не было развлечений, веселого праздничного говора, шуток. На придворные балы допускались только аристократическая верхушка общества, представители старинных и знатных фамилий, высшие офицерские чины. И поклоны гостей и туалеты должны были удовлетворять строгим требованиям придворного этикета. Бал в таких случаях подчинялся законам придворного церемониала. Самой большой популярностью пользовались общественные балы, проводимые как частными лицами, так и организациями. Такие балы были платными и либо существовали за этот счет. либо проводились в благотворительных целях. Очень распространенной в Западных странах была традиция регулярных балов, проводившихся в одном и том же месте в один и тот же день недели в течение многих сезонов подряд.