Статьи
Котильоны XVIII - XIX в.

Главная

Статьи

Аттестация

Музыка

База Аттестации

Состав АИТ

Каталог танцев

Цитатник

Livejournal

Библиография


Логин

Пароль

Административная
панель

Контрдансы: Котильоны XVIII - XIX в.

В статье рассмотрена краткая история популярной группы танцев 18 - начала 19 веков — Котильона (Cotillion), известного в восточной Европе под названием Кадриль.Последние изменения: 14.03.2009
Автор: Евгения Соленикова (Йоко)
Комментариев: 20
В истории танца бывают случаи, когда одно и то же название обозначает разные движения, разные шаги, разные фигуры. Такая же ситуация и со словом «котильон». Все знают, что это – веселый танец-игра XIX-го века, и немногие знают, что в XVIII-м веке котильонами назывались танцы контрдансного типа, но исполняемые не в колоне, а в квадрате-кадрили.

Первые котильоны появились в самом начале XVIII-го века во Франции. Первоначально исследователи считали, что котильоны были заимствованы французами из круговых и квадратных контрдансов, которые были описаны еще у Плейфорда.
В 1969 г. французский исследователь М.Гульшер приводит доказательства в пользу того, что вопреки распространенному мнению, котильон и кадриль не являются французским развитием английских квадратных танцев, например, упомянутых в ранних изданиях Джона Плейфорда «The English Dancing Master». Исследователь дает основание предполагать, что, среди английских контрдансов, представленых ко двору Людовика XIV сначала англичанином Исааком Орлеанским/1/ (1684) и позже Андре Лореном/2/ (1688), не было кадрилей. Он предполагает, что истинным прародителем котильона и кадрили была модификация французского танца, бранля. В доказательство своей версии он цитирует введение к «Receuil pour I’Annee» 1706, который содержит первый известный танец названный LeCotillon/3/ , написанное придворным танцмейстером Фейе. По описанию Фейе этот Котильон был:

«..., хотя старый танец, но очень популярен при дворе, так что мне не обойтись без его включения в это небольшое собрание»

и он описывает его как:

«... вид бранля на четверых, который любой может танцевать без предварительной подготовки»

Этот танец для двух пар стоящих лицом друг к другу, состоял из шести куплетов, простых и различных фигур, разделенных общим, всегда одинаковым припевом. С 1716 года добавляются еще две пары, и танец стал квадратом для четырех пар. Дополнительные две пары подразумевали разработку более сложных припевов и число куплетов увеличилось до 9. Постепенно эти 9 куплетов были стандартизированы и стали одинаковыми во всех котильонах. Только припев отличал один котильон от другого. Во Франции куплеты танца были известны как 9 туров (иногда назывались репризами или синкопами), а припев назывался фигурой. В Великобритании куплеты были известны как перемены/4/ .

Однако действительно ли французы изобрели велосипед и создали свои квадратные танцы, столь похожие на английские, безо всякого влияния со стороны Англии?

Это представляется весьма сомнительным, особенно если учесть несколько обстоятельств:
Прежде всего, французские танцмейстеры знали не только отдельные английские танцы, но и знали сами сборники Плейфорда: к примеру, Фейе переписывает танец Джемеко, имеющийся у Плейфорда, под названием La Bonne Amitie (Добрая дружба). А значит, они знали и о существовании танцев в квадратном сете. Несомненно то, что в котильонах часто поочередно солируют то первая и противолежащая ей пары, то две боковые пары, могло и не быть осознанной калькой с аналогичных приемов в английских контрдансах, но при том, что французские мастера читали такие английские описания, как-то неправильно говорить, что такой вид построения они изобрели «с нуля». И еще один очень важный факт: структуру первых котильонов можно выразить как 1-А-2-А-3-А-4-А-5-…., где цифрами обозначены смены (общие для всех котильонов), а буквой – фигуры, каждая из которых могла повторяться в одном и том же котильоне хоть все девять раз, но для разных танцев подбирались разные фигуры. Такая же структура уже была известна в истории танца: многие контрдансы с плейфордовской формулой можно записать как 1-А-2-А-3-А, где 1,2,3 – это стандартные проходы вперед, сходы плечами, повороты за руки, общие для многих контрдансов, а А – припев, который мог быть как единый для всего танца, так и разный после каждого куплета. И в довершении хочется отметить, что первые три фигуры из котильонных туров были проход по кругу (аналог прохода в английских круговых контрансах), провороты за одну и за две руки ( что можно рассматривать как переосмысление sides и arms). Т.о., мне кажется, что английские контрдансы в квадрате внесли свое влияние в формирование котильона. Это не было непосредственное заимствование формы (квадратные контрдансы в Англии на рубеже XVII-XVIII вв. были не очень популярны, а плейфордовская формула отошла в прошлое), скорее это было творческое переосмысление французскими хореографами прочитанных ими в сборниках Плейфорда старых танцев, сделанное на основе местных французских форм танца.

Котильоны были весьма популярны во Франции, так что именно такой тип танца в некотрых местностях стал называться контрдансом французским (по аналогии с контрдансом английским – танцем в лонгвее). Это объясняется тем, что: а) бальные залы во Франции были не вытянутой формы как в Англии, а тяготели к квадрату; б) в классовом сознании французского общества квадратное построение было предпочтительнее тем, что каждый может выбрать свое окружение для танца, а не танцевать со всеми подряд.

К середине XVIII-ого столетия котильон (по-английски ’cotillion’) утвердился во всех главных городах Франции и был так же популярен, как и англез (l’Anglaise), английский танцевальный стиль лонгвеев с прогрессией. В 1762 году парижский собиратель и издатель танцев, де Ла Кюисс, изобрел новый метод записи, используя который каждый котильон можно было записать посредством всего одной страницы простых диаграмм. Это сильно уменьшало себестоимость танцевальных книг (для сравнения — нотация Фейе требовала целых восемь тщательно выгравированных пластин, чтобы передать ту же самую информацию). Правда, новая система не описывала шаги, но к этому времени шаги были редки в употреблении и их использовали в фигурах по соглашению. Сокращение затрат на публикацию при помощи метода Кюисса привело к быстрому росту доступности котильонов широкой публике и также ускорило их распространения вне границ Франции. Котильон проникает во многие страны, включая Германию, Италию, Данию и Англию./4/

Именно 1760-е считались звездным часом котильона. Эти танцы завоевали весь старый свет, и были известны в новом свете – причем каждый танец следовал раз и навсегда установленной в той или иной местности формуле, для Англии она, например, выглядела так:

1. Grand Rond (Гранд Ронд) – общий круг влево и вправо.
А. первое исполнение оригинальной фигуры
2. La Main (Ля Мейн) поворот за правую руку, затем поворот левую руку
А. второе исполнение оригинальной фигуры
3. Поворот за две руки – сначала по часовой стрелке, затем против
А. третье исполнение оригинальной фигуры
4. Мулине Дам
А. четвертое исполнение оригинальной фигуры
5. Мулине Кавалеров.
А. пятое исполнение оригинальной фигуры
6. Дамы танцевали общий круг за руки – сначала по часовой стрелке, затем против нее, до своих мест.
А. шестое исполнение оригинальной фигуры
7. Аналогичный общий круг кавалеров
А. седьмое исполнение оригинальной фигуры
8. Аллеманда (партнеры скрещивают руки за спинами и кружатся сначала по часовой стрелке, затем против)
А. восьмое исполнение оригинальной фигуры
9. Grand Rond – общий круг влево и вправо./5/
Иногда котильон предписывалось завершать La Main.

Последовательность смен, впрочем, в разных странах была разной: в Америке: общий круг, променад, круг за руки, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий шен за правые и левые руки, общий круг/6/ ; в России – общий круг, круг за руки на месте, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий круг. Иногда добавляли перед финальным общим кругом мулине и круг в четверках (первые с четвертыми, вторые с третьими)/7/ . Ради справедливости, нужно отметить, что все эти традиции зафиксированы уже в 19-м веке.

Котильонов было много, их сочиняли все, кому это было интересно: «За это время, контр выливались въ регулярные котильоны съ особымъ ярко выраженнымъ стилем. Появились для контры новыя руководства изобретательных танцмейстеровъ. Лица изъ общества также сочиняли и комбинировали разныя контры, которыя вошли въ списки самоучителей. Дошли даже до того, что контра «La Griel» была сочинена въ 1760 г. въ честь сторожа парка въ С.-Клу; «La Franc» получила свое название отъ имени сторожа въ Булонскомъ лесу.»/8/

К концу XVIII-ого столетия каноническая форма котильона начала изменяться. Ранний припев подразумевал, что все 8 танцоров постоянно находились в движении. Теперь же количество танцующих одновременно сокращалось до одного-двух человек. Таким образом, навыки отдельных танцоров стали более заметными для других членов сета, каждый из которых, в свою очередь, мог продемонстрировать умение и восхитить партнеров. Эти изменения формы танца, возможно, стимулировались учителями танцев, представлявших танцы нового сезона, поскольку у танцмейстеров была материальная заинтересованность в том, чтобы побуждать танцоров улучшать и расширять знание сложных шагов и фигур.

Другим изменением было сокращение числа куплетов. Переход от обычных девяти к четырем-пяти значительно сокращало танец и уменьшало скуку от повторяющихся одинаковых припевов/9/ . В самом конце столетия есть некое указание в опубликованных танцах, что между припевами мог просто повторяться один общий круг (’rond ordinaire’). Дальнейшее изменение — очевидное желание уменьшить количество повторений в котильоне — привело к изобретению ’pot-pouree’, варианту котильона, где каждый куплет сопровождался припевом, отличающимся от предыдущего. Первоначально, возможно, было только три припева, повторенные последовательно, но в конечном счете pot-pourees были разработаны с различным припевом после каждого из девяти куплетов. К счастью, судя по всему, эти невероятно сложные танцы не распространились за пределы Франции. /10/

Дальнейшим развитием этого типа танцев были сеты кадрилей – но это явление уже полностью принадлежит 19-му веку.

----------
1. Исаак Орлеанский, приезжий танцмейстер из Англии, возможно, он же позже, живя в Лондоне, сочинял танцы для Дня Рождения Короля
2. Андре Лорен, 2-й смотритель королевской академии танца, посетил Англию в 1684 году, чтобы изучить и описать английские контрдансы
3. слово переводится как юбка или плащ - возможно, это имя взято из слов песенки, которая сопровождала Французские крестьянские круговые танцы: 'Ma Commaîre, quand je danse / Mon Cotillon va-t-il bien?'
4. Rogers Ellis A. The Quadrille. Orpington, 2003. pp. 7-10
5. Dave Hunt, Country Dances, Contredanses, Cotillons and Quadrilles, 2000
6. последовательность известна из работы Салтатора, приодится по E.Aldrich, From ballroom to hell., Evanston, 1991, p.17
7. Л. Петровский. Правила..., с.77-78
8. Худеков С.Н. История танцев. Часть 2-я. СПб. Тип. ``Петербургской Газеты``. 1913г. С.340
9. та же ситуация была и в России – у Петровского отмечены как обязательные 7 фигур, у Максина их всего только пять
10. Rogers Ellis A. The Quadrille. Orpington, 2003. pp. 10


Комментарии:

Написал(а): Глорф | 21.01.2010 в 21:48
-
Я вот сейчас дочитываю книжку Гильшера (именно так он кстати произносится) и вот какие у меня есть мысли и вопросы:
1. У тебя не упомянуто, что Le Cotillon - это бранль, что написано прямо на схеме.
2. Танцмейстеры барокко вряд ли читали Плейфорда. Все указывает на то, что Лоран съездил, посмотрел и утащил без копирайта лонгвеи. Он же у себя пишет, что есть КД в каре, но они вообще не в моде. Мне кажется очень притянутой твоя мысль, что поворот за руку это переосмысление sides&arms - все-таки такое простое движение трудно не придумать самим=). Скорее имеет место глобальное влияние в идеологии, но конкретику проследить будет очень трудно.
3. Ты не права насчет Кюисса и шаги в поздних котильонах - они не были редки, но напротив в отличие от Фёйе, который (правда в книге барочных лонгвеев) пишет о вариативности шагов, были довольно строго зафиксированы за каждой фигурой.
4.А где написано, что котильон мог завершаться La Main?
5. У тебя очень мало про пот-пурри написано. На самом деле там все гораздо красивее было: они появились не в самом конце столетия, а довольно рано и это был просто способ разнообразить 9 прогонов.



Написал(а): Артур | 28.03.2010 в 01:02
-
4. А вот на это могу ответить и я..
Например в сборнике Фрайзера "The scolars companion containig a choice collection of cotillions and contrydances", 1763



Написал(а): Алексей Мачехин | 28.03.2010 в 01:04
-
Покажи



Написал(а): Артур | 29.03.2010 в 00:58
-
Вот тут:
http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=musdi&fileName=075/musdi075.db&recNum=0



Написал(а): Алексей Мачехин | 29.03.2010 в 12:18
-
ИЗ всех описанных в сборнике котильонов ни в одном не указано четко чем он заканчивается, а в двух прямо описано продолжение по завершении фигуры:
La Vaudreuil: ...afterwards proceed with La Main.
La Piedmontnoise: ...after which all begin with La Main.



Написал(а): Артур | 29.03.2010 в 12:45
-
А еще №32
Что значит "не указывается чем заканчивается"? Что последнее в описании стоит - тем и заканчивается. По мне так не важно как это звучит "begin" - "начните" в смысле фигуру, а так как она последняя в схеме танца, то ею и заканчивают. Или я не правильно рассуждаю и тут есть какие-то хитрости?



Написал(а): Алексей Мачехин | 29.03.2010 в 12:51
-
Видишь ли, котильон в это время имел вполне определенную и известную всем структуру (в обсуждаемой статье она описана). И потому не было нужды каждый раз писать, что после описанного танцуется ля ман, потом повторение фигуры, затем тур де ман и опять фигура и т.д.
Во французских источниках этого же времени все точно так же: Grand Rond [описание фигуры] La Main...



Написал(а): Артур | 29.03.2010 в 13:15
-
Да, про структуру понятно. Мне это виделось примерно в таком ключе - с учетом "Другим изменением было сокращение числа куплетов." котильон, скажем, La Piedmontnoise я бы понял как сокращенный котильон с 9 смен до 2х по схеме:

Куплет 1 (гранд ронд)
Фигура (сначала главные пары, потом боковые повторяют)
Куплет 2 (Ля ман)

Так чем же он завершается, как не Ля маном?



Написал(а): Алексей Мачехин | 29.03.2010 в 13:31
-
Сокращение числа куплетов до двух? Учитывая, что в России в 1839 году танцевали еще 5 куплетов, это маловероятно.



Написал(а): Артур | 29.03.2010 в 18:10
-
32 котильон у Фразера имеет тоже не стандартную структуру:

Куплет 1 - Гранд-ронд
Фигура 1 - Главные пары, повторяют боковые (там визит и круги на 4х)
Фигура 2 - Главные пары, повторяют боковые (там райт энд лефт)
Куплет 2 - Гранд мулине туда-сюда
Куплет 3 - Гранд променад
Куплет 4 - Ля ман

Можно глянуть остальные котильоны для сравнения..
4 имеет структуру как и 31 с Ля маном в конце (Куплет1-Фигура-Куплет2)
19 Куплет1 - Фигура и все вобщем-то.
20 Не котильон, а контраданс, в названии опечатка, вместо истинного названия вставили от 19-ого.
30 Куплет1 - Фигура (по несвоим парам - выполняется 4 раза) и все.
33 Куплет1 - Фигура дважды (К и Д меняются ролями во 2й раз) - Куплет2 (в этот раз не Ля ман, а гранд-шен)

Кажется, тотальная солянка, по меньшей мере 3 различных типа конструкций, да еще и гранд-ронд, которые хоть и есть во всех котильонах в начале, имеет 3 разных написания, что наводит на мысль, что мы имеем дело с перепечаткой, типа повыдергивал с разных манустриптов как там было, так и вставил, возможно из газет\журналов или вообще со слов живых носителей... Наличие ошибок класса "дублирования строчки" по меньшей мере в 2х местах также говорит о том, что этот мануал видимо особо не редактировался, делалось видимо быстро, реферативно, типа мгновенного фото текущей моды..

Ну и кроме того, издано в Бостоне. США того времени - сборная Мира по сути, множество колонистов еще первого поколения, то есть натуральных англичан, французов, немцев, ирландцев... У каждого - свои традиции, все вместе - полная каша, так что ИМХО не так уж и маловероятно =)
Единственный не сильно логичный момент - короткие больно выходят 2-куплетные танцы, а ну как подразумевается, что их можно танцевать связками по несколько штук (прото-кадрили )? Это разумеется только предположение...



Написал(а): Алексей Мачехин | 29.03.2010 в 18:47
-
Куплет 1 - Гранд-ронд
Фигура 1 - Главные пары, повторяют боковые (там визит и круги на 4х)
Фигура 2 - Главные пары, повторяют боковые (там райт энд лефт)
Куплет 2 - Гранд мулине туда-сюда
Куплет 3 - Гранд променад
Куплет 4 - Ля ман


С чего ты взял?

Куплет 1 - Гранд-ронд
Фигура:
Главные пары визит и круги на 4х, повторяют боковые
Главные пары там райт энд лефт, повторяют боковые
Гранд мулине туда-сюда
Гранд променад
Куплет 2 - Ля ман
и т.д.



Написал(а): Артур | 29.03.2010 в 19:41
-
Может быть и так, просто и мулине и променда упоминаются в статье Йоко как "перемены".

Добавлю еще моменты из другого бостонского мануала 1810 года (позднова-то уже конечно, но моменты интересные), там уже есть сеты котильонов, в сетах котильоны представлены безе перемен вообще, только по 6 фигур, есть и 3 просто котильона - просто котильоны рекомендуется танцевать сколько угодно раз, разделяя каждый раз перменой (на балансе и турне). Там же есть указание на то, что старые котильоны не в моде, как как из 9 пермен осталась только одна.



Написал(а): Yoko | 14.04.2010 в 23:50
-
to Glorf:
"2. Танцмейстеры барокко вряд ли читали Плейфорда. Все указывает на то, что Лоран съездил, посмотрел и утащил без копирайта лонгвеи. Он же у себя пишет, что есть КД в каре, но они вообще не в моде. Мне кажется очень притянутой твоя мысль, что поворот за руку это переосмысление sides&arms - все-таки такое простое движение трудно не придумать самим=). Скорее имеет место глобальное влияние в идеологии, но конкретику проследить будет очень трудно."
У того же Гильшера написано, что первым учил французов контрдансам не Лоран, а мистер Исаак, который был англичанином. А он скорее всего Плейфорда читал. И то, что Лоран не публикует кд в карре, а только упоминает их, показывает, что он о них знает.
Кроме того, в свое время, плейфордовская формула была переосмыслением структуры ннекоторых итальянских танцев 18 века. (но совсем не их точной опией). Так что ее переосмысление в виде структуры котильона - это всего лишь аналогичный процесс. И да, это не банальное копирование, но я на этом и не настаивала.

Да и в целом, у меня сложилось ощущение, что книга Гильшера проникнута мыслью "как бы доказть, что Франция взяла из Англии как можно меньше". :))



Написал(а): Артур | 30.05.2010 в 11:38
-
И еще о котильонах, заканчивающихся Ля маном.
В БК США лежит книжка.
1769 - Vincent - [Contredanses_ description des figures, plan des figures]
Тут их множество, жаэе страницу не буду приводить, просто см. все котильоны вподряд, и немецкие,и французские..
В книжке 1762 - La - Le repertoire des bals, ou Theorie-pratique des contredanses все аналогично.

PS Мануал еще интересен тем, что дает куплеты типа Гранд ронд Ля ман и на 8 тактов, и на 16. Выходит адекватно и так, и этак... Видимо все определеяется банально мелодией.



Написал(а): Алексей Мачехин | 30.05.2010 в 13:15
-
И еще о котильонах, заканчивающихся Ля маном.

Откуда уверенность что La Main - последняя фигура в этих котильонах?



Написал(а): Артур | 30.05.2010 в 15:37
-
Посмотри на их описания. Они пофигурные. Ля Ман - последняя.



Написал(а): Алексей Мачехин | 30.05.2010 в 23:17
-
Их описания я уже не раз смотрел.

Но вот, к примеру, есть сборники Жульена, где из года в год описывается французская кадриль.
И вот, к примеру, всегда La Pantalon там начинается с Chaine Anglaise entière и заканчивается Demie chaine anglaise.
Значит ли это, что фигура La Pantalon заканчивается после выполнения главными парами Demie chaine anglaise? Нет, не значит. Подразумевается, что боковые пары выполняют тоже самое. Хотя в тексте об этом ни слова.

Почему в указанных сборниках котильонов не подразумевается, что после La Maine идут следующие проходки?



Написал(а): Артур | 01.06.2010 в 00:58
-
Понятно. Что ж, может и так. А где-нибудь описано что публикации котильонов без указания куплетов их все же подразумевают? По этой теме все самое интересное на французском, нет возможности почитать и уточнить. Собственно меня смутило то, что в соседней книжке примерно на теже годы описание танцев идет по-другому - там описаны все припевы, как и положено, между фигур... Правда это потпурри, может поэтому. А в этом мануале есть еще и прорисовки, в том числе и куплетов - и ганд ронды, и ля маны, вот и подумалось, чего же не пририсованы остальные куплеты, если они есть? Однако пока других аргументов нет, а эти слабоваты =(



Написал(а): Yoko | 01.06.2010 в 02:12
-
Кажется, у Ля Кюисса в предисловии все это подробно расписано



Написал(а): Glorf | 26.08.2010 в 12:16
-
Йоко правильно назвала источник. У Ля Кюисса подробно описано как записывались котильоны - записывается только куплет, а перемены всем известны и поэтому их можно вообще не писать. Еще там же описаны шаги и куча мелких подробностей.



Оставить комментарий:
           

Введите код на картинке:
Имя:
Сайт:


Распечатать
Статьи
...

Контрдансы


Английские контрдансы. Контрдансы Джона Плейфорда
01.11.2008

Котильоны XVIII - XIX в.
14.03.2009

История контрданса Money Musk
14.03.2009

Томас Вилсон и английские контрдансы первой трети XIX в.
24.09.2009

Томас Брей и его контрдансы
11.04.2012

Экспорт Статьи:

подробнее