Статьи
Французские бассдансы

Главная

Статьи

Аттестация

Музыка

База Аттестации

Состав АИТ

Каталог танцев

Цитатник

Livejournal

Библиография


Логин

Пароль

Административная
панель

XVI век: Французские бассдансы

Перевод и компановка: Смольнякова Екатерина, оригинал статьи находится на сайте СПб КСТ.
(аттестационная работа на 4 уровень, подана 27.08.2008)
Последние изменения: 31.10.2008
Автор: Смольнякова Екатерина
Комментариев: 0
Статьи на эту тему: «Танцевальные позиции и движения в терминологии Арбо»
Видео на эту тему на сайте СПб КСТ: Бассданс и турдион
Описание танца на сайте СПб КСТ: Jouyssance Vous Donneray

Введение
Бассдансы в описании Арбо
-   Шаги бассдансов в описании Арбо
-    Jouyssance Vous Donneray
-    Confortez-moi
-    Toute Frelorei
-    Patience
Варианты реконструкции
-    Реверанс
-    Рeпреза
-    Простой и двойной шаги
-    Congé
Ссылки
Список использованной литературы

Введение

«Орхезография» Туано Арбо — самый популярный трактат, содержащий информацию о французских бассансах XVI века. Источники, в которых содержится больше информации, чем в книге французского каноника (например, книга Антони Арена (Anthony Arena), на которую ссылается сам Арбо [1]), гораздо менее доступны и /или содержат информацию о танцах более раннего периода. В то же время бассдансы, пик популярности которых пришелся на XV — начало XVI вв., кажутся немного неуместными в книге 1589 года издания, да и сам Арбо признается, что они «вот уже сорок или пятьдесят лет как вышли из моды». Некоторые исследователи полагают, что Арбо вообще никогда не видел бассдансов (руководствуясь чужими устными или письменными описаниями), или видел их в очень молодом возрасте, но все же привел их в своей книге надежде вернуть этот величественный и степенный танец в репертуар часто исполняемых; так что, пожалуй, можно было бы назвать Туано Арбо первым специалистом по реконструкции танца.

По этой причине основной сложностью, с которой сталкиваются все реконструкторы, пытающиеся восстановить бассдансы по описанию Арбо, является выбор между движениями в изложении автора (иногда — очень неполном или неоднозначном изложении, в котором он сам, возможно, ошибался) и шагами с теми же названиями в описании других источников.

Арбо приводит музыку только для одного бассданса — Jouyssance Vous Donneray. Впрочем, он утверждает, что бассдансы делятся на две категории: «обычные» и «необычные» (Jouyssance — «обычный» бассданс), и приводит описание шагов для нескольких «необычных» бассдансов. Музыку к ним можно подобрать на основе известного репертуара композиторов того периода.

Описание «необычных» бассдансов приведено здесь лишь для удовлетворения любопытства: сам Арбо пишет, что они редко исполняются, и только тому, кто хочет продемонстрировать свои недюженную память, может прийти в голову идея станцевать их на балу.

Бассдансы в описании Арбо




Арбо:

— Наши предки танцевали паваны, бассдансы [2], бранли и куранты. Бассдансы вышли из моды сорок или пятьдесят лет назад, но я полагаю, что наши мудрые и добродетельные матроны вернут их в употребление как танцы, преисполнненые достоинства и приличия.

Каприоль:

— Как же наши отцы танцевали бассдансы [3]?

Арбо:

— Существовали два вида бассдансов — более распространенный «обычный» и «необычный» [4]. «Обычные» бассдансы танцевались под обычную музыку, а «необычные» — под необычную.

Каприоль:

— Что вы имеете ввиду, говоря об обычной и необычной музыке?

Арбо:

— Музыканты тех лет сочиняли мелодии, состоящие из повторяющихся частей, каждая из 16 тактов. Начало танца состояло из 32 тактов, середина — из 16, в конце было еще 16 тактов с повторением. Итого, обычные бассдансы состоят из 80 тактов. Если же случается так, что мелодия превышает 80 тактов бассданса, который под нее танцуется, значит, это необычная мелодия.

Каприоль:

— Какие шаги нужно делать в течение этих тактов?

Арбо:

— Для начала тебе нужно узнать, что мелодия бассданса исполняется в трехдольном размере [5], и удары барабана соответствуют звукам флейты. Указанные 80 тактов отбиваются таким образом, что каждый такт состоит из одной половинной ноты и четырех четвертных. Каждому такту мелодии соответствуют движения ног или тела согласно правил исполнения этого танца.


Следующий небольшой отрывок посвящен правилам поведения на балу, на которые отвлекается Арбо, объясняя Каприолю, с чего следует начинать танец. Я не привожу его здесь как не содержащий существенной информации по теме статьи, но вы можете ознакомиться с этим отрывком в рамках другого материала.

Шаги бассдансов в описании Арбо

Вскоре собеседники возвращаются к обсуждению бассдансов.

Каприоль:

— Итак, мы заняли свое место в зале и готовы танцевать. Музыканты начинают играть бассданс… какие же движения нам следует делать?

Арбо:

— Первое движение — это реверанс, который обозначается буквой R. Второе движение — бранль, который обозначается как b. Третий вид движений включает в себя два простых шага (ss), четвертое движение — это двойной шаг (d), и, наконец, пятое — репреза, обозначаемая маленькой r.

Каприоль:

— Это все шаги, необходимые для исполнения обычного бассданса?

Арбо:

— Ни в самом бассдансе, ни в его повторении (retour) не содержится никаких других шагов, разве что эти повторяются несколько раз.

Каприоль:

— Что вы имели ввиду, говоря о «повторении» бассданса?

Арбо:

— Целиком бассданс состоит из трех частей. Первая называется бассдансом (basse dance), вторая — повтором (retour), третья и последняя — турдионом (tordion). Я вкратце записал для тебя последовательность шагов:

Схема движений для бассданса:
R b ss d r d r b ss ddd r d
r b ss d r b c


Каприоль:

— Что означает буква c в конце записи?

Арбо:

— Она обозначает «разрешение» (congé), которое ты как будто испрашиваешь у дамы, чтобы покинуть ее. Ты кланяешься, все еще держа ее руку в своей, и возвращаешь даму на место, с которого вы начали танец, дабы приступить к исполнению второй части, или повтора бассданса.

Схема движений для повтора бассданса:
b d r b ss ddd r d r b c

Арбо:

— Последняя c обозначает то же, что и раньше, а в начале нет буквы R, поскольку повтор бассданса начинается без реверанса, который откладывается до conge и следует перед приглашением на турдион.

Каприоль:

— Объясните мне отдельно в подробностях позы и движения, которые в вашей схеме обозначены буквами.

Арбо:

— Первое движение — реверанс, длится в течение четырех тактов и ударов барабана под аккомпанимент флейты [6]. Поскольку все танцы начинаются с левой ноги, Антони Арена (Anthony Arena) полагал, что и реверанс нужно делать на левую ногу; впрочем, в конце он выражает в этом сомнение, говоря: «Bragardi certant et adhuc sub judice lis est de quali gamba sit facienda salus» [7].

Что касается меня, со своим учителем, который занимался со мной в Пуатье [8], я проходил, что реверанс должен исполняться на правую ногу. В таком случае ты можешь развернуться к своей даме и бросить на нее любезный взгляд.

Каприоль:

— Как должен исполняться бранль, который следует после реверанса?

Арбо:

— Арена называет бранль «congédium». Я думаю, он делает это потому, что по действиям танцора можно было бы подумать, что исполнитель хочет окончить танец и проводить свою даму на место, в то время как на самом деле он продолжает танцевать, исполняя те шаги и движения, которые записаны в схеме.

Итак, упомянутый бранль исполняется следующим образом: в течение четырех тактов и ударов барабана под аккомпанимент флейты, пятки вместе, мы мягко разворачиваемся на первый счет налево, затем на второй — направо, переводя взор на зрителей, затем на третий — снова налево. На четвертый счет, снова разворачиваясь направо, бросая осторожный внимательный взгляд на даму.

Каприоль:

— А что насчет двух простых шагов, следующих после бранля?

Арбо:

— Сделай шаг вперед с левой ноги на первый такт, затем поднеси правую ногу к левой на второй такт. Продолжи движения с правой ноги на третий такт, и на четвертый поставь левую рядом с правой, пятки вместе. Этим движением заканчиваются два простых шага. Будь осторожен и не делай слишком больших движений, как если бы ты хотел измерить шагами всю длину зала, поскольку дама, с которой ты танцуешь, не может шагать так размашисто и сохранять при этом благопристойный вид.

Арена и другие представители его школы выполняют простые шаги с той же ноги, ставя на первый такт левую ногу на носок рядом с правой, и шагая вперед с этой левой ноги, затем ставя правую на носок рядом с левой и шагая правой. Но, насколько я помню, мой учитель в Пуатье изменил к лучшему подобный вариант, сказав, что больше приличествует заканчивать простые шаги в положении, когда две ноги стоят рядом, чем в положении, когда одна нога стоит перед другой.

Каприоль:

— Это объяснение звучит для меня достаточно веско, и я буду следовать вашей точке зрения. Давайте теперь перейдем к двойным шагам. Как следует исполнять их?

Арбо:


— Двойной шаг выполняется в течение четырех тактов и ударов барабана. На первый такт необходимо сделать шаг вперед левой ногой, на второй — шаг правой, на третий — снова шаг левой. На четвертый такт нужно поставить правую ногу рядом с левой, пятки вместе. На этом четыре такта двойного шага заканчиваются. Если ты исполняешь два двойных шага подряд, второй шаг начинается с другой ноги, то есть с шага вперед правой, затем левой, снова правой, и заканчивается приставлением левой ноги. Два двойных выполняются за восемь тактов. Чтобы продолжить танец третьим двойным, снова необходимо начать с шага левой ногой (затем правой, снова левой и закончить приставлением правой). Три двойных шага выполняются за 12 тактов.

Каприоль:

— Мне остается узнать, как должна выполняться репреза.

Арбо:

— Движение, которое называется репрезой, обычно предшествует бранлю, иногда — двойному шагу, и занимает 4 такта, как и все остальные движения. Выполняй его, аккуратно двигая коленями, стопами или только носками из стороны в стороны, как если бы твои ноги била дрожь.

То есть: коснись пола носком правой ноги на первый такт, на второй — снова коснись пола носком то же правой ноги, на третий — коснись пола носком левой ноги, и на четвертый — снова правой. Репреза заключается в перечисленных четырех движениях, после чего танцор может выполнять бранль или другое движение, следующее за репрезой [9].

Каприоль:

— Если мы назовем четыре такта и удара барабана квадратом (quaеternion) или тетрадой, по данной Вами схеме я нахожу, что бассданс состоит из двадцати квадратов, а повтор — из двенадцати.

Арбо:

— Ты посчитал верно. После бассданса и повтора бассданса ты можешь начать танцевать турдион, который исполняется в том же трехдольном ритме, что и бассданс, хотя это более зажигательный и живой танец.


Затем Арбо и Каприоль отвлекаются на то, чтобы обсудить паваны (см. статью «Павана в описании Арбо»). Здесь имеет смысл упомянуть лишь то, что, по словам Арбо, павана чаще всего исполняется перед бассдансом [10].


Во время обсуждения правил исполнения паваны Каприоль задает вопрос, вроде бы относящийся к бассдансам, и, хотя по контексту ответа Арбо вполне понятно, что ответ касается паван (или, как минимум, — и паван тоже), все же я приведу этот отрывок и здесь .

Каприоль:

— А в бассдансах нет продвижения назад?

Арбо:

— Иногда зал так переполнен гостями, что место для танцев очень ограничено и, дойдя до конца зала, и ты, и твоя дама оказываетесь перед выбором: либо двигаться назад, либо делать поворот вокруг (conversion).

Каприоль:

— Что значит — поворот вокруг?

Арбо:

— Это означает вот что: подходя к концу зала, ты ведешь даму вперед, в то время как сам шагаешь назад, до тех пор, пока вы не развернетесь лицом в направлении, противоположном изначальному направлению движения.

Каприоль:

— Как это лучше сделать?

Арбо:

— На мой взгляд, лучше делать полный поворот таким образом, чтобы дама всегда могла видеть, куда она идет, поскольку, натолкнувшись на какую-то помеху во время движения назад, она может упасть. Из-за такого неприятного случая ты можешь заслужить порицание и очень быстро потерять благосклонность своей дамы. Ну и, на мой взгляд, этот способ должен быть исключен из паван, в которых исполнители хотят сделать круг или два круга по залу.


Далее собеседники возвращаются к обсуждению паван, вновь упоминая бассдансы лишь во время обсуждения наиболее подходящего музыкального сопровождения к танцам.

Каприоль:

— Обязательно ли использовать барабан и флейту для исполнения паван и бассдансов?

Арбо:

— Не обязательно, разве что кто хочет этого. Их можно исполнять на скрипках, спинетах, поперечных флейтах, гобоях и вообще на инструментах любого рода. Их даже можно напевать. Но барабан, задающий регулярный ритм, лучше всего помогает танцору привести ноги в нужную позицию согласно движениям танца.


После чего, уже почти перейдя к теме гальярд, Каприоль вспоминает, что еще не все узнал о бассдансах.

Каприоль:

— Вы позабыли рассказать мне о нераспространенных и необычных бассдансах.

Арбо:

— Эти танцы не содержат иных шагов, кроме тех, из которых состоят обычные бассдансы. Разница заключается лишь в том, что они длиннее, короче, или такие же по продолжительности, но движения в них следуют в ином порядке, нежели чем в обычных бассдансах. Арена создал целый список таких танцев, но я не буду перечислять их здесь, поскольку их редко исполняют, и потому, что на данный момент тебе вполне достаточно знать один обычный бассданс. Разве что я запишу три из них, один, самый длинный, продолжительностью 24 «квадрата», другой, самый короткий — продолжительностью 14 «квадратов» и один продолжительностью 20 «квадратов», как и обычный бассданс.

Я захотел описать эти три танца, чтобы создать впечатление обо всех остальных, на которые ты можешь не обращать особого внимания, так как их и раньше мало кто танцевал, в основном тщеславные люди, которые хотели похвастаться своей хорошей памятью. Но так они только путают тех, кто знает лишь только как танцевать обычные бассдансы, потому как когда бы они не заметили, что кто-то хочет с ними танцевать, они просят играть один из этих нестандартных бассдансов.


Последний отрывок, который я хотела бы здесь привести, опять касается в первую очередь паван, но может относится и к бассдансам.

Каприоль:

— Могут ли несколько человек танцевать вместе?

Арбо:

— Если хочешь, можешь пригласить двух дам. Но, как говорит старая пословица «Тот, кто ведет двух, ведет слишком многих» [11] — одной дамы вполне достаточно. Также, когда ты вместе со своей дамой занимаешь свое место в одном конце зала, другой со своей дамой может встать в другом конце зала, чтобы танцевать напротив тебя. Когда вы дойдете друг до друга, вам придется идти назад или сделать полный поворот. Я уже объяснял тебе, какие движения подразумеваются под этим словом [12].


Jouyssance Vous Donneray



Схема движений для бассданса:
R b ss d r d r b ss ddd r d
r b ss d r b c
Схема движений для вариации бассданса:
b d r b ss ddd r d r b c

Confortez-moy [13]


Схема движений:
R b ss d ss r b ss d ss r b
ss ddd ss r b ss d ss r b c

Toute Frelorei [14]



Схема движений:
R b ss d ss r b ss ddd ss r b c

Patience



Схема движений:
R b ss d r d ss r b ss ddd r b ss d ss r b c

Варианты реконструкции


Реверанс



Арбо в своем разговоре с Каприолем о реверансе описывает движение однозначно, но только для кавалера. Для дамы можно предположить три варианта действий: симметричный реверанс на левую ногу (раз Арбо рекомендует Каприолю делать реверанс на правую ногу, дабы он мог изящно и любезно взглянуть на свою даму, логично предположить, что и дама должна иметь возможность взглянуть на кавалера), небольшое плие на обе ноги или отсутствие каких-либо движений.


Судя по иллюстрации, которую приводит Арбо, дама либо не отвечает на реверанс, либо кланяется, не меняя положения ног. В то же время в той части диалога, которая посвящена обсуждению движений гальярды, автор упоминает, что дамам пристало слегка сгибать колени и выпрямляться, в то время как кавалер делает более амплитудное движение.

Репреза



Основную проблему при реконструкции бассдансов Арбо представляет собой такой шаг, как репреза, описанная автором, с одной стороны, дважды, с другой стороны, оба раза не вполне ясно. Сложно воспринимать всерьез такое описание шага, как «осторожно двигай из стороны в сторону своими коленями, или только стопами, или только носками ног». Второе указание — «шагнуть на носок правой, потом снова правой, затем левой, и снова правой ноги» допускает слишком много вариантов интерпретации, причем ни один из них в итоге не похож на какие-либо другие шаги этого или более раннего периода в описании самого Арбо или других авторов.

Одним из правомерных вариантов все же является буквальное следование указаниям Арбо независимо от того, насколько он мог сам ошибаться (то есть делать упор на правую, снова на правую, затем на левую и опять на правую ноги). Другой вариант — попытаться совместить описание Арбо с другими трактовками.

Арена описывает репрезу как прыжковый шаг вбок, состоящий из трех движений на правую ногу и одного — на левую [15]. Описание включает совет осторожно прикоснуться ногой к ноге дамы, а плечом — к плечу дамы на последний счет, но «быть при этом осторожным и не толкнуть ее». Если «позаимствовать» технику исполнения рипрезы у итальянских авторов XVI века (Карозо и Негри) и делать последовательно две рипрезы направо, одну налево, и последнюю снова направо, то такой вариант хорошо ляжет на музыку и будет в принципе соответствовать и описанию Арены, и отчасти описанию Арбо, оставаясь в рамках стилистики эпохи.

Простой и двойной шаги



Что касается описаний простого и двойного шага, то Арбо дает вполне однозначные указания по их исполнению. Некоторые реконструкторы, опираясь на правила исполнения шемпио (sempio) и доппио (doppio) итальянских бассдансов XV века (по сути — тех же простых и двойных шагов), дополняют шаги приподниманиями на полупальцы при закрытии шага. Это добавляет танцу зрелищности, но в данном случае решение вопроса о том, где проходит граница между вариантами трактовки и собственными домыслами, остается на совести каждого конкретного реконструктора.

Congé



Арбо пишет, что перед тем, как приступить к исполнению второй части бассданса (retour), кавалер ведет свою даму обратно, к тому месту, с которого они начинали танец. Арена же описывает сongé как пошатывание (перенос веса с ноги на ногу), не включающее себя какие-либо движения ног, так, чтобы вес в итоге остался на правой ноге.

Поскольку музыканты редко делают продолжительную паузу между первой и второй частями бассданса, да и перемещение, подобное описанному у Арбо, в случае, если танцует более одной пары (а, как правило, так и бывает), практически невозможно на массовых мероприятиях, уместно заменить его на реверанс или позировку с переносом веса на правую ногу.

Ссылки



(здесь и далее — примечания автора перевода «Орхезографии» с французского на английский Мэри Стюарт Иванс (Mary Stewart Evans) помечены как (прим. пер); примечание редактора перевода Джулии Саттон (Julia Sutton) помечены как (прим. ред.), примечания автора-составителя Екатерины Смольняковой помечены как (прим. сост.))


[1] Книга Антони Арена «Ad suos compagnones» (Авиньон, 1519?) — невероятно успешная работа, которая выдержала как минимум 32 переиздания между 1529 и 1758 годами. Это основной источник информации по бассдансам XVI века, и то, что Арбо в своей «Орхезографии» выражает признательность ее автору, подтвеждает этот факт. Обзор первоисточников по бассдансам XV и XVI веков см. в работе Дэниела Хертца (Daniel Heartz) «Tha basse dance» (Annales Musicologiques, 1958-1963, VI, стр. 287-340). (прим. ред.)
[2] Более подробную информацию о подробно исследованных бассдансах см. в работе Хертца (Heartz) (см. выше) и в книге Ингрид Брейнард (Ingrid Brainard) «Die Choreographie der Hoftanze in Burgund, Frankreich, und Italien im 15. Jahrundert» (неопубликованная докторская диссертация, Гёттинген, 1956 г.). В первой работе подводится итог исследованиям бассдансов и приводится ясная хронология их развития в течение ста пятидесяти лет в соответствии с имевшими место изменениями в музыке. Во второй — даются детальные описания французских и итальянских бассдансов XV века и их связи с музыкой. Более подробную билиографию на данную тему см. в работе Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer) «A Polyphonic Basse Dance of the Renaissance» (Studies in Medieval and Renaissance Music, New York, 1950, стр. 212-216). (прим. ред.)
[3] Бассданс переводится как «низкий танец». Бассданс — очень раняя форма танца, полностью исчезнувшая к началу XVII века; представляет интерес как предок танцвальных форм, переживших его. При исполнении бассдансов ноги не поднимали высоко над землей. Предположительно, бассдансы возникли на основе круговых танцев XIII века, сопровождавшихся пением. (прим. пер.)
[4] Согласно Хертцу (Heartz) (см. выше), трактовка разницы между обычными и необычными бассдансами принадлежит самому Арбо. (прим. ред.)

По словам Арбо, разница между «обычным» и «необычным» бассдансом состоит исключительно в продолжительности. Любопытно, что современные исследователи различают «обычные» и «необычные» бассдансы из числа тех, что описаны в Брюссельском манускрипте. Разделение основано на способе музыкальной записи (зачерненные знаки или белая мензуральная нотация) и количестве и последовательности описанных для танца фигур (подробнее см. в заметке Элмонда Рассела). Возможно, деление, описанное Арбо, имеет в своей основе не вполне точные воспоминания о танцевальных традициях предшествующего периода. (прим. сост.)
[5] Бассдансы Арбо трехдольны, что типично для танца на финальном этапе его развития. Далее в своей книге он указывает, что все двухдольные бассдансы, которые можно обнаружить в опубликованных сборниках Аттэняна (Attaingnant) и Николя де Шемина (Nicolas du Chemin), должны быть переведены в трехдольный размер, тем самым вновь отражая изменения, которые произошли ок. 1525 года или позже. (прим. ред.)
[6] Обратите внимание на то, что реверанс исполняется «под аккомпанимент флейты», то есть входит в состав танца, а не предшествует ему, как это часто бывает. (прим. ред.)
[7] До сих пор вопрос о том, на какую ногу лучше делать реверанс, остается нерешенным. В Италии реверанс делали на левую ногу, снимая левой рукой шляпу, чтобы быть более галантными, поскольку левая сторона ближе к сердцу. (прим. пер.)
[8] Любопытно будет заметить, что Пуатье — родной город Рабле, чья книга «Гаргантюа и Пантагрюэль» содержит много упоминаний о танцах, которые мы находим у Арбо. Нэн Кук Карпентер (Nan Cooke Carpenter) в ее работе «Рабле и музыка» («Rabelais and Music», University oh North Carolina Press, 1954, ч. IV, «The Dance») рассматривает эти упоминания, а также отношение к гуманистическим наукам и танцу, которое демонстрирует Рабле.
Упоминающиеся у Рабле и описанные у Арбо танцы XVI века — это бассданс (который танцует Пантагрюэль в бытность свою студентом в Орлеане), мореска, Триори де Бретань, песенные танцы (в том числе бассдансы Jouissance vous donnerai и Patience), гальярда, алеманда, гай и бранли разных видов. Шутовская схватка буффонов узнается в его «Sciomachie». Как и Арбо, Рабле считает танцы приносящим удовольствие развлечением, и так же, как Арбо, он делает мало различий между придворными и народными танцами описываемого периода. Аллегоричность описываемых им танцевальных сцен, танцевальные термины и шаги весьма далеки от текста Арбо и дополняют картину жизни богатых людей тех времен.
У Арбо нет прямых ссылок на Рабле, хотя его очаровательное описание танца определенно имеет раблезианский характер:


Танцевать — это значит прыгать, скакать, перескакивать, покачиваться, топать, подниматься на носочки, совершать ногами, руками и телом определенные ритмичные движения.

(прим. ред.)
[9] Сложность с расшифровкой описания этого шага привели Мейбл Долметч (Mabel Dolmetsch) к выводу, что Арбо никогда не видел бассдансы («Dances of England and France, 1450-1600», London, 1949, стр. 14). Если же он их и видел, память семидесятилетнего старика могла его подвести. (прим. ред.)
[10] Часто встречающееся у Арбо упоминание связи между паванами и бассдансами является еще одним доказательством очевидного хореографического родства торжественных парных танцев XV и XVI веков (например, из шести основных шагов бассданса павана включает в себя как минимум три). Но, в то время как каждый бассданс имеет свою собственную схему, которую должны были помнить исполнители, паваны, видимо, таких схем не имели, и, следовательно, могли выполнять функцию танцев-процессий.
То, что паваны «чаще всего исполнялись перед бассдансами», вызывает очень большие сомнения. Вообще, в этой части книги очень много сомнительных моментов. В одном месте Арбо упоминает «обычную практику исполнения гальярды после бассданса». В другом очевидно сообщается, что турдион, «род гальярды», следует за бассдансом. Наиболее вероятные комбинации танцев, скорее всего, выглядели так: бассданс-турдион для начала XVI века и павана-гальярда для середины и конца XVI века.
Сочетания паваны и гальярды, действительно, часто встречаются в танцевальных коллекциях того периода, причем нередко мелодия для обоих танцев была одной и той же. Ритмический дуэт быстрой и медленной музыкальных композиций для пар танцев имеет многовековую историю.
Из текста очевидно, что павана была не только тем простым танцем, который описан у Арбо. Очень может быть, что танец предварялся и заканчивался как минимум реверансом и congé. Если павана танцевалась не в качестве торжественного придворного танца-процессии, а в другое время и в другом месте была выбрана опытными танцорами для демонстрации их навыков и способностей, двойные шаги, вероятно, свободно перемежались гальярдными вариациями по выбору исполнителя.
Подробное рассмотрение связи между паванами и бассдансами (в том числе вопросов музыкального ритма), см. в работе Хертца (Heartz) «Preludes, Chansons and Dances for Lute Published by Pierre Attaingnant, Paris (1529-1530)» (Neuilly-sur-Seine, Societe de Musique d’Autrefois, 1964, ч. 3, xlviii). Хертц обращает внимание на вероятную связь между простым шагом паваны и так называемым «свадебным шагом» (wedding step) нашего времени (стр.1).
Самый ранний музыкальный источник информации по паванам — это «Intabulatura de lauto» Дальца (Dalza), 1508 г. С более хореографически сложным танцем (Pavaniglia) можно познакомиться в описании Фабрицио Карозо (Fabritio Caroso) в его книге «Il Ballarino» (Венеция, 1581). Мелодия, приведенная у Карозо, аналогична той, что дает Арбо для своей Испанской паваны. Работы Арбо и Карозо — единственные источники, описывающие правила исполнения такого исключительно важного танца XVI века, как павана, хотя Долметч в своей работе (см. выше) цитирует две последовательности шагов для паваны, описанные в манускрипте Rawlinson Poet, 1570 г.
Музыкально павана имела долгую и значительную историю, сохранившись и в XVII веке, хотя после этого времени она уже больше не исполнялась как танец. (прим. ред.)
[11] «Trop en ha qui deux en meine». (прим. пер.)
[12] О турдионе (третьей части бассданса) как виде гальярды, и о самой гальярде читайте в статье «Гальярда и турдион: вводное описание». (прим. сост.)

[13] «Утешь меня». (прим. сост.)
[14] «Все одиноки». (прим. сост.)
[15] См. http://www.pbm.com/~lindahl/lod/vol2/joissance.html, (5). (прим. сост.)

Список использованной литературы




Комментарии:

Оставить комментарий:
           

Введите код на картинке:
Имя:
Сайт:


Распечатать
Статьи
...

XVI век


Положение рук в танцах 15-16 веков
24.05.2007

Французские бассдансы
31.10.2008

Танцевальные позиции и движения в терминологии Арбо
31.10.2008

Популярные танцы в Италии конца XVI века
01.02.2013

Экспорт Статьи:

подробнее